«Нескучный русский»
выпуск 250
Вопрос-ответ

Услышал в новостях такую фразу: Новый трамвайный вагон закупили в Белоруссии. Уместно ли здесь употреблено слово "закупили"?

Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые: В случае отсутствия возможности воспользоваться сетью интернет, узнать о месте нахождения автобусов можно по телефонам....

Официант использует разнос или поднос? Подскажите, пожалуйста.

  1. Главная
  2. Публикации

«Достоевский – норм?»

В формате «вопрос-ответ» на сайте Ask.fm/russian проекта «Современный русский» идет очень активное общение с пользователями, желающими получить консультацию или совет не только по языкознанию, но и по поводу выбора книг. Если за последние полгода рассмотреть количество вопросов, касающихся чтения, то их процент от общего числа будет весьма велик – около 60%. Связано это отчасти со спецификой общения на странице. Часто пользователь и не задумывается о какой-либо проблеме, пока не увидит занимательный вопрос от кого-нибудь из посетителей. Именно такие «вирусные» вопросы около шести месяцев  назад спровоцировали на странице «Современного русского» всплеск интереса молодежной аудитории к проблеме чтения. Несмотря на заявленный нами изначально формат именно лингвистической помощи, мы откликнулись на запросы юношества и ничуть не жалеем об этом.

Пользователей интересуют разные аспекты проблемы: стоит ли читать какую-либо книгу; не рано знакомиться с ее содержанием; о чем то или иное произведение; как относиться к проблемам, поднятым автором; советуем ли мы читать эту книгу и что о ней думаем…  

Так, приступая к изучению классики в рамках школьной программы, подростки «нащупывают» подходы к ней: «”Отцы и дети” стоит читать?»,  «С какого произведения вы рекомендуете познакомиться с творчеством Достоевского? Мне 14», «А "Гранатовый браслет” интересное произведение?». 

Бывает и так, что прочитанное понравилось, и хочется почитать еще что-либо с подобной проблематикой: «Здравствуйте, а не подскажете ли произведение наподобие "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени", что-то про любовь, разочарование,  предательство, боль, захватывающее». Как видно из текста вопроса, классика, вопреки устоявшемуся мнению и несмотря на отдаленность во времени, оказывается для школьников привлекательной и захватывающей. Одни из самых популярных классиков на нашей странице – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Школьников интересует, соответствует ли их возрасту то или иное произведение писателей. Приведем несколько примеров подобных обращений (сохранен авторский стиль): «Достоевский "Подросток” в 14  норм?»,  «Можно в 15 "Преступление и наказание" прочитать?», «Что из Достоевского, кроме "Преступления и наказания" (эту уже прочла), можно почитать в 17 лет?», «Пожалуйста, посоветуйте что-нибудь из классики (мировой, но желательно русской).  "Анну Каренину" ведь можно считать классикой?», «Скажите, Анну Каренину с какого возраста читать можно?», «Стоит ли читать "Войну и мир” в полном объеме?». Есть и другие вопросы по русской классике: «Посоветуйте что-нибудь из произведений Чехова. Заранее спасибо», «А что интереснее - "Душечка" или "Хамелеон"?»,  «Про что "Гранатовый браслет”? Это интересно вообще?», «"Мёртвые души" интересное произведение?», «Добрый день. Подскажите, пожалуйста, книгу с интересным и захватывающим сюжетом, и в то же время с множеством интересных высказываний»… Последние вопросы особенно ярко демонстрируют стремление подростков если и тратить время на чтение, то исключительно на чтение интересных, захватывающих книг. Они ищут ярких эмоций и сильных впечатлений. Думается, что здесь свою положительную роль могла бы сыграть соответствующая подача текста на уроке в школе, когда «для затравки» подаются увлекательные отрывки из произведения «вживую» или в учительской интерпретации.

Немало вопросов и по поводу лирики. Пользователей в силу их юного возраста чаще всего интересует, конечно же,  лирика любовная, они просят привести примеры «красивых стихов на тему любви», посоветовать «какой-нибудь стих любого автора о несчастной любви, чтобы прям зацепило», спрашивают наше мнение о собственных стихотворных произведениях на эту тему. 

Не менее популярна лирика философская, о смысле жизни, о красоте истинной и ложной: «Подскажите, пожалуйста, стихотворение, можно современное, так сказать "правда жизни"», «Посоветуйте, пожалуйста, современное стихотворение о жизни, которое можно привести в пример девушкам современного общества», «Доброе время суток! Посоветуйте, пожалуйста, стих Некрасова. Такой, чтобы прям за душу взял»… Молодые люди интересуются не только классикой («Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь из Шекспира»), но и современной поэзией,  просят назвать популярных ныне авторов.  

Из вопросов пользователей понятен их круг чтения.  Многие увлекаются фантастикой и фэнтези, мистической и приключенческой зарубежной литературой, детективами и историческими романами. Одни из самых популярных авторов – Брэдбери (очень многие читали "Марсианские хроники", "451 градус по Фаренгейту ", "Вино из одуванчиков"),  Сэлинджер («Над пропастью во ржи») и Уайльд («Портрет Дориана Грея»). Эти произведения для подростков настолько увлекательны, что они постоянно просят сотрудников ЭЛП посоветовать книги с подобными сюжетами. Нередки вопросы, включающие в себя примеры читательских пристрастий молодежи:  «Посоветуйте книги на 14 лет, что-нибудь современное, примерно такое: Мацуо Монро "Научи меня умирать", Лорен Оливер "Прежде чем я упаду", Стефани Майер "Сумерки", Павел Санаев "Похороните меня за плинтусом". Буду благодарна», «Здравствуйте, я читаю Камю, Сартра, Кафку, и пр. Не могли бы вы посоветовать что-то похожее на них?», «Какие есть книги в стиле Бернарда Шоу?».

Девичья аудитория весьма взыскательна в выборе литературы. Одно из основных требований – новизна и оригинальность сюжета: «Подскажите, какую книгу можно почитать девушке 18 лет, что-нибудь романтичное, захватывающее, но одновременно не такое избитое, как "Гордость и предубеждение” или "Джейн Эйр”»; «Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие-то литературные произведения (желательно романы), где главная героиня не красавица, но "цепляет" читателя какими-то другими своими качествами (кроме "Джейн Эйр")? Спасибо!».

 Читающих девиц в разы больше, чем читающих юношей. Причем к собственному самообразованию девушки относятся с большой ответственностью: «Я прочитала «Американская трагедия» и «Сестра Керри». Ну, Теодор Драйзер. Как думаете, нормально их читать в 14 лет? Мне вот очень понравилось, но немного тяжеловато», «Здравствуйте! Можете ли вы посоветовать книгу зарубежного писателя, которая интересна и в то же время полезна для чтения девочке в 14 лет?», «Подскажите, пожалуйста, книгу, которая воздействует на подсознание человека, заставляет задуматься над составляющими жизни. Хочется что-то, что действительно задело бы за душу. Мне 15 лет». Последний вопрос отсылает нас к очень большому пласту вопросов, касающихся книг по прикладной психологии. В них молодежная аудитория пытается найти способы решения межличностных проблем и проблем  самоопределения и саморегуляции: «Здравствуйте! Мне 15 лет, хочу прочитать книги по психологии человека, чтобы лучше разбираться в людях, их поведении, поступках. Не подскажете, с какой стоит начать?», «Какую книжку посоветуете прочитать, если очень тяжёлый момент в жизни. Чтобы расслабиться и успокоиться, но и получить какие-нибудь знания», «posovetyite knigi po psihologii i po ritorike. Spasibo», «Посоветуйте что-нибудь для прочтения, что-нибудь, после чего появляется мотивация, желание существовать, достигать своих целей несмотря ни на что».

В связи с частыми вопросами типа «Что ещё посоветуете из книг, "которые читать необходимо каждому"?», «Какие важные книги нужно прочесть за всю жизнь. С каких начать? Если можно перечислите русскую литературу и зарубежную» нами было принято решение о создании и размещении в открытом доступе на сайте проекта списков книг, сгруппированных по жанровым признакам в соответствии с основными возрастными категориями читателей. В настоящее время сотрудниками проекта «Современный русский» активно ведется эта работа. Мы обращаемся к ресурсам библиотек для детей и юношества, анализируем списки, предлагаемые к прочтению образовательными учреждениями, специалистами в сфере возрастной психологии. К концу учебного года списки должны появиться на сайте в разделе «Что почитать?». Создание этого ресурса призвано не только удовлетворить спрос пользовательской аудитории, но и частично разгрузить сотрудников ЭЛП, ежедневно дающих многочисленные рекомендации по выбору книг.

Не теряет интереса молодежь и к чтению литературы о войне: «Мне нравятся сочинения,  рассказы, романы о временах Великой Отечественной войны. Посоветуйте какой-нибудь интересный роман».  Получив рекомендации сотрудников проекта, пользователи  находят время на обратную реакцию: «Прочитала произведение Распутина "Живи и помни", очень грустное и заставляет задуматься. Спасибо Вам за совет!», «Спасибо, что посоветовали прочитать «А зори здесь тихие». У меня в душе все перевернулось…»

Тесное взаимодействие с пользовательской аудиторией убедило нас в том, что современные подростки остро ощущают бедность собственного лексикона и стараются этот пробел устранить, присылая вопросы как под копирку: «Что почитать в 7 классе, чтобы лексикон пополнить? Заранее спасибо», «Мне 13 лет. Какую лучше читать литературу для пополнения словарного запаса? Спасибо заранее!», «Какие книги стоит прочитать в 16 лет для пополнения словарного запаса?‎», «Мне 14 лет (в апреле будет 15). Что посоветуете почитать из русской литературы? Не фанат её, но решил пополнить свой лексикон, так что желательно что-нибудь, что зацепит даже того, кто не особо любит читать книги».

Близко к этой группе стоят вопросы следующего плана: «Что можно почитать для саморазвития? Я в 10 классе», «Подскажите книги по  саморазвитию для 14-15 лет», «Здравствуйте, очень нравится ваш сайт! Посоветуйте, пожалуйста, книгу по самоанализу, 13 лет, девочка». 

Отдельную группу образуют вопросы, относящиеся к сфере философии. Молодежь интересуется, какие произведения следует читать, интересуется трудами Бердяева, Ницше: «Стоит ли в 15 лет читать Ницше "По ту сторону добра и зла"? Кажется, это будет пустой тратой времени»,  «Какие книги есть по популярной философии, чтобы с доступным языком? И еще. Не рано ли читать Ницше в 14 лет (почти 15)? Я пойму?». В свое время сотрудников ЭЛП удивил,  порадовал и одновременно позабавил вопрос отца, озабоченного «креном» в образовании дочери:   «Добрый день! У меня есть дочь (13 лет) грамотная не в меру - постоянно докучает нам с женой своими замечаниями, но это ещё не самое страшное! Пристрастилась к экзистенциальной философии - ни о чём больше не думает, кроме философии, учиться не желает! Как заставить ребёнка учиться?!!» Нам пришлось дать заботливому папе совет осваивать труды экзистенциалистов, чтобы наладить контакт с дочерью и стать для нее интересным собеседником, к мнению которого можно и нужно прислушиваться.

Конечно, не все пользователи проекта увлеченные читатели, немало и тех, кто не испытывает потребности в саморазвитии посредством чтения. Однако наметилась интересная тенденция среди последней группы. Очевидно, обилие вопросов от заядлых читателей заставило не имеющих привычки читать забеспокоиться, и они стали обращаться к нам с подобными просьбами и жалобами: «Посоветуйте, пожалуйста, что мне прочитать, 15 лет, книги не читаю, так как занимаюсь спортом, не успеваю‎», «Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, я очень ленивый человек, никак не могу себя приучить к книгам, а без чтения никак. Я это понимаю, но ничего поделать не могу. Подскажите, пожалуйста, книгу, которую прочтёшь и полюбишь чтение раз и навсегда, пожалуйста (мне 13 лет)», «Здравствуйте! Я девушка 17-ти лет, читательский опыт почти нулевой. Я никак не могу заставить себя начать читать, хоть и понимаю, что это нужно и необходимо. Мне стыдно за это! Что посоветуете такой девушке? Заранее спасибо!».

Возможно, ощущение собственной читательской ущербности у названных выше посетителей страницы ЭЛП было спровоцировано посланием представителя младшей группы пользователей: «Мне 11 лет, но я уже перечитала много очень хороших книг прошлых времен. Сейчас сижу, чахну от скуки, посоветуйте, что можно почитать посерьезней, я девочка неглупая». Ориентируясь на более начитанных сверстников, подростки получают дополнительный импульс в самообразовании, стараются восполнить существующие пробелы: «Скажите, А. Дюма "Три мушкетера", "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон" в каком возрасте нужно читать? Мне все говорят, что еще в детском саду читали, а я читаю сейчас. Мне 15». Остается только порадоваться за девушку, имеющую такое хорошее окружение, и выразить надежду, что поколение современной молодежи не утратит интереса к книгам. Контакты сотрудников ЭЛП с  пользователями проекта «Современный русский»  внушают в этом плане оптимизм.

Краткая географическая справка.

Страница на сайте Ask.fm/russian появилась у проекта «Современный русский» ровно два года назад, в июне 2011.  За это время сотрудники проекта дали  9801 ответ, получив при этом 20960 отметок  «Понравилось» (данные на 05.06.13). Сегодня мы обслуживаем жителей 403 городов.

География ресурса такова: 232 города России и 171 город ближнего и дальнего зарубежья получают бесплатную помощь филологов Омского педуниверситета. После россиян самыми активными пользователями сайта являются украинцы и белорусы (представители 92 и 34 городов соответственно), далее по убывающей располагаются жители Казахстана, Молдовы, Латвии. Среди пользователей дальнего зарубежья жители таких городов, как Лондон, Вашингтон, Чикаго, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бруклин, Лос-Анджелес, Бостон; Вупперталь, Кётен, Фюрстенвальде, Люденшайд, Берлин, Варна, Кипринос, Вильнюс, Форталеза, Краков, Прага и мн. др.

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир