«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

СтрахОвщики или страховщикИ?

"Чтобы предприятие не было убыточным, как показывают расчеты, надо, чтобы производительность труда была повышена на 20%" – вот это "надо чтобы" здесь правильно употреблено с запятой?

Как правильно написать (флэш)мультипликация?

  1. Главная
  2. Публикации

Высший пилотаж

Всемирный день авиации и космонавтики – памятная дата, имеющая огромное значение для прогрессивного человечества. Покорение неба и освоение космоса требуют не только ума и отваги: в сложной работе без чувства юмора тоже не обойтись.

Слово пилотаж пришло к нам из французского языка, в котором pilotage – имеет значение «рулевое управление». По степени сложности управляемые движения летательного аппарата подразделяются на простой, сложный и высший пилотаж.

Выражение высший пилотаж прочно вошло в нашу речь как обозначение чего-то совершенного по исполнению, точного, наилучшего, причем в разных сферах. В специальных же терминологических словарях оно имеет совершенно определенное значение - «высшая степень летного искусства, умение делать на самолете (или других летательных аппаратах) сложные эволюции (фигуры)». Цель данных эволюций – продемонстрировать возможности летательных машин и мастерство пилотов во время авиашоу, обеспечить маневренность в бою. К наиболее известным фигурам высшего пилотажа относятся бочка, штопор, мертвая петля, скольжение на хвост и т. п. Так, делая бочку, пилот совершает поворот машины относительно продольной оси на 360°, сохраняя при этом направление полёта. «Они пронеслись прямо над танками, и передний истребитель… в двух десятках метров от земли сделал бочку и свечой, почти вертикально, пошел вверх» (В. Пелевин «Принц Госплана»). Преднамеренный штопор – вращение самолёта относительно своей оси с одновременным снижением по крутой спирали – как фигура высшего пилотажа иногда выполняется при испытаниях новой авиационной техники или в учебных целях.

Художники Г. Товстуха, А. Миненков. © «Изобразительное искусство». Москва 1979 

Описать в воздухе петлю на современном самолете, наверное, не так сложно, но на заре авиации этот трюк был почти смертельным, недаром он получил название мертвая петля. Второе название маневра – петля Нестерова. 27 августа 1913 года Петр Нестеров, двадцатишестилетний военный летчик, выпускник авиационного класса Офицерской воздухоплавательной школы, на самолете «Ньюпор» совершил своеобразный подъем с переворотом, когда шасси смотрят в небо, а затем возвратился на линию полета. К сожалению, жизнь этого талантливого человека оказалась недолгой: через три года он погиб в бою, вписав свое имя в историю еще и как автор первого воздушного тарана. Без преувеличения можно сказать, что каждый настоящий летчик в какой-то мере обладает характеристиками, свойственными П. Нестерову: уже в юношестве, выпускаясь из кадетского училища, он, по отзывам преподавателей, обладал острым умом, чрезвычайной настойчивостью в принятии решений, проявлял динамический характер и являл собой «идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью».

В динамичной деятельности и речь динамичная, не удивительно, что летчики и космонавты стараются минимизировать речевые усилия, используют аббревиатуры, специальную терминологию, сленговые слова и выражения. В их профессиональном жаргоне нередко обнаруживается если не пренебрежительное, то уж точно ироничное отношение ко всякого рода вещам. Так, например, защитный противоударный шлем называют горшком, вертолет – вертушкой, приступы тошноты при перегрузках – желанием излить душу, а летчика, выполняющего суперсложный одиночный пилотаж в составе группы, – солистом.

Стартуют корабли «Восток-5» и «Восток-6». «Советская космонавтика». Автор М. И. Чесноков. Художники В. П. Викторов, С. И. Каплан

Без юмора в сложных профессиях трудно обойтись, ведь он снижает градус напряжения, улучшает общий настрой. В серьезной космонавтике тоже иногда любят пошутить: почему бы опасное и ответственное мероприятие, выход в открытый космос, не назвать прогулкой, а космическому самолету, предназначенному для возвращения членов экипажа с корабля на землю, не дать легкомысленное название птичка. В стратегической авиации белоснежный самолет-ракетоносец ТУ-160 именуется Белым лебедем, вертолет Ка-50 – Черной акулой, а отправляющийся на орбиту с целью испытаний бездушный манекен нарекается по-доброму Иваном Ивановичем. Немало и шуточек типа «Храпящий космонавт спит в открытом космосе», «Инопланетяне на Землю не летят, потому что им стыдно людям показаться: наши-то космонавты все высокие и красивые, а они – уродцы с зелеными ушами».

Автор: Андрей Соколов. Изображение: livemaster.ru

Про взаимные розыгрыши космонавты рассказывают с большим удовольствием. Обаятельнейший Георгий Гречко вспоминал, как сначала сам принял за НЛО космическую пыль, а после, разобравшись, решил подшутить над коллегами. Зрелище настолько их впечатлило, что они, вернувшись на Землю, доложили об увиденном руководству. Георгию Михайловичу после пришлось немало усилий приложить, чтобы версия о «летающих тарелках» была опровергнута. Иногда аппаратура МКС «шутит» над экипажем. Как известно, на орбите очень любят пересматривать «Белое солнце пустыни», это для космонавтов фильм-талисман. И вот как-то из-за поломки видеоаппаратуры демонстрация застопорилась, а через некоторое время, когда все отвлеклись на свои дела и о фильме позабыли, в отсеке раздалось громогласное суховское «Здорово, отцы!». Впечатлений было много...

Желаем всем причастным к празднику поменьше нештатных ситуаций и крепкого здоровья, ведь выбрать судьбу летчика, а тем более летчика-космонавта – это уже высший пилотаж. Пусть рядом в воздухе будут только друзья, на земле всегда ждут любимые и близкие, а для шуток будет и время, и настроение.

 

Автор: Тамара Скок

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»