«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Участки оказались залИты или зАлиты?

Курт ВоннегУт или ВОннегут? Спасибо!

Чем сталагмиты отличаются от сталактитов?

  1. Главная
  2. Публикации

Точка зрения

Почему наши дети не умеют читать? Этот вопрос сегодня волнует преподавателей и родителей во многих странах. В интервью австрийской газете «Давай!» доктор педагогических наук, профессор университета прикладных наук Бургенланда  А. Л. Бердичевский попытался на него ответить. 

- Анатолий Леонидович, в чем проблема: тот, кто учится в школе, умеет читать, тем не менее многие говорят, что современные дети – плохие читатели?

- Уметь читать не значит только уметь складывать из букв слова. У выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 85% австрийских фирм, готовых принять выпускников, жалуются на то, что у молодежи отсутствуют навыки, которым учат в начальной школе: они не только не умеют здороваться, но и не понимают простые письменные инструкции, т.е. не умеют читать.

- О людях какого возраста идет речь?

- Самое проблемное поколение – молодые люди, родившиеся в начале 90-х годов прошлого века.

- Что такое читательская грамотность?

- В исследованиях PISA (Program for International Student Assessment), направленном на оценку способностей учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, «читательской грамотностью» называется способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

- Подобные сложности с читательской грамотностью имеют только австрийские школьники?

- И австрийские, и российские.

- Какие результаты показали австрийские и российские школьники в последнем исследовании?

- В 2009 году российские школьники набрали 459 баллов, а австрийские немного больше – 470. Это существенно ниже мировых стандартов.

- Что это означает на практике?

- Такой уровень читательской грамотности обслуживает самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. 

- Чего не хватает школьникам? Чему нужно учиться?

- Компетентному читателю недостаточно найти в тексте информацию, представленную в явном виде, и, основываясь на тексте, сделать простые выводы. Важны умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном. Компетентный читатель умеет интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний, устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

- Какие задания PISA оказались самыми сложными для россиян и почему?

- Новыми для российских учащихся были тексты делового стиля: инструкции, объявления, реклама, расписания авиарейсов, анкеты для приема на работу и др. Когда учащимся предлагались тексты, включающие диаграммы, таблицы, схемы, они затруднялись даже в выполнении заданий репродуктивного характера, а именно: найти информацию, данную в явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить ее. Всё это еще раз указывает на то, что сам процесс обучения в школе недостаточно ориентирован на практику, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни. У подростков вызывали затруднения задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла. Слабые результаты, выявленные в процессе исследования «грамотности чтения», оказались вызваны недостаточно формируемыми у российских учащихся такими качествами, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции.

- В чем причина такого низкого уровня читательской компетенции?

- В первую очередь мы видим проблемы в процессе обучения. Знания и умения школьников ограничиваются школьными предметами и почти не связаны с обычной жизнью. Задания часто далеки от жизненных интересов и социального опыта школьников, ограничиваются только выбором ответа.

- Как помочь школьникам стать компетентными читателями?

- Педагогам и родителям необходимо понимать важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях. В школьной программе нужно расширить диапазон текстов и заданий к ним. Пока учебники по русскому языку не отсылают к текстам учебников по другим дисциплинам. В них нет заданий, предполагающих поиск информации из разных источников. Многие из текстов, необходимых сегодня подросткам, вступающим в жизнь, отсутствуют. На уроках литературы не предлагают тексты художественной публицистики на волнующие их современные темы. В выполнении заданий к художественным текстам, как правило, не предлагается обсуждение разных точек зрения на прочитанное.

Примечание:
В тесте PISA созданы три шкалы для независимого измерения разных читательских умений: 1) умение находить и извлекать информацию из текса; 2) умение интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) сообщения текста; 3) умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения.

Читайте также по теме: 

  1. ПОБЕДА В PIRLS И ПОРАЖЕНИЕ В PISA: СУДЬБА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 10-15-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ
  2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ PISA-2012 
  3. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 15-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 
Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • День словаря