«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте! Хотелось бы узнать, как оформить фразы, которые не являются прямой речью. Например: Это была фраза «как же долго я ждал!». В кавычках мысль нужно писать с заглавной буквы или со строчной? И как оформляются, например, название разделов или кнопок? Нажать «отправить» или нажать «Отправить»?

Не похвалы ради, а любимых собачек для. Так можно разве говорить?

Здравствуйте, можете подсказать правило, как писать что бы/чтобы?

  1. Главная
  2. Новости

Новости

  • ​​​​​​​Употребление некоторых существительных в форме творительного падежа множественного числа порой вызывает затруднения. Как правильно: лошадьми или лошадями, дверьми или дверями, дочерьми или дочерями? Выясним, какой вариант является правильным.

  • 29.09.2025 Новости

    ​​​​​​​Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история» и Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации проводят для индийской молодежи конкурс по русскому языку «Я расскажу о себе, Россия!».

  • Омонимы принадлежат к одной и той же части речи, пишутся и звучат одинаково, но различаются значениями. Кроме того, они, как правило, имеют самостоятельные истории происхождения, никак не пересекающиеся между собой. Сравнение этих историй всегда вызывает интерес.

  • ​​​​​​​Часто на страницах учебной или научной литературы можно встретить знак в виде косой черты. Что он обозначает и в каких случаях применяется? Существуют ли правила, регулирующие его использование?

  • ​​​​​​​В русском языке немало вводных слов и сочетаний, пунктуационное оформление которых вызывает затруднения. К таким конструкциям относятся и обороты «по существу», «в сущности», «по сути». Их обособление напрямую зависит от функции в предложении и смысловой нагрузки.

  • ​​​​​​​Слова «ошеломить» и «огорошить» существуют в русском языке давно и имеют несколько версий возникновения. Узнаем, как эти глаголы связаны с элементом боевого обмундирования и растением из семейства бобовых, а заодно проясним, почему они выбраны для выражения крайней степени изумления.

  • Тетради, альбомы, учебные пособия – всё это неотъемлемые атрибуты процесса образования. Как правильно их именовать и подписывать? Есть ли разница в таких сочетаниях, как «альбом по рисованию» и «альбом для рисования»? Поищем ответы в справочной литературе.

  • ​​​​​​​Многие предпочитают отдыхать за границей по программе «всё включено», одним из преимуществ которой является питание, организованное по системе «шведский стол». Выясним, как данный способ подачи еды получил своё наименование и какие аналоги имеет в других языках.

  • ​​​​​​​К числу интернациональной лексики смело можно отнести отымённые существительные, связанные с конкретными персонами. Имена ученых, врачей, изобретателей, кулинаров стали нарицательными и образовали группу эпонимов. Какие еще слова относятся к этой категории?

  • ​​​​​​​В русском языке есть предложения, в которых подлежащее включает в свой состав слова, называющие совокупность или количество предметов, например, «много», «мало», «несколько», «масса», «уйма» и т. п. Как при таких условиях выбрать верную форму числа сказуемого?

  • ​​​​​​​В русском языке немало ярких образных выражений, помогающих передать самые разные чувства и эмоциональные состояния. Сочетание «набить оскомину» прочно вошло в наш речевой обиход, но его составляющие, пожалуй, нуждаются в дополнительном толковании.

  • ​​​​​​​Один из сложных случаев в русской пунктуации связан с постановкой запятых на стыке союзов. «Что (,) если», «потому что (,) когда», «да и (,) что» -  нужна запятая или нет? Разберёмся в этом вопросе, опираясь на правила и примеры.

  • Институт Пушкина
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру