«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Времяпровождение или времяпрепровождение?

«Проверьте и, если этот вариант не подойдет, попробуйте другой» – правильно ли я понимаю, что в таких случаях запятая после «и» нужна, потому что продолжения «то» нет, придаточную часть можно опустить, не разрушая формальную структуру предложения? А то, что при таком изъятии придаточной части появятся смысловые нестыковки («другой» связан со словом «вариант»), не имеет значения? Заранее спасибо.

Что такое "личный" ясно, но что значит "личной"?

  1. Главная
  2. Новости

Как писать изложение?

Как писать изложение?

Если у вас трудности с написанием изложений, почитайте наши рекомендации. Мы подскажем, как успешно справиться с этим видом проверки знаний.

 

Зачем пишут изложение?

Казалось бы, что проще – слушай, запоминай и воспроизводи. Выдумывать ничего не надо (хотя есть и такой жанр, как изложение с элементами сочинения), просто излагай близко к тексту. Почему же у школьников возникают трудности? Проблема в восприятии устного текста? Трудности при воспроизведении? Память подводит? Или всё сразу?

У изложения, одного из популярных методов проверки знаний школьников, есть основная задача – научить правильно воспринимать устную информацию и выделять в её потоке основные мысли, ключевые события и важные характеристики. В процессе написания изложения формируются очень нужные умения, которые пригодятся в жизни: развиваются навыки аудирования, запоминания, воспроизведения текста, обогащается словарный запас и грамматический строй речи учащихся, развиваются речемыслительные механизмы, тренируется память… Изложение помогает установить, каков у школьника уровень восприятия речи на слух и насколько корректно он способен её воспроизвести.

 

Как пишут изложение?

Обычное обучающее изложение читают несколько раз, поэтому во время каждого чтения слушающий/пишущий должен понимать свою основную задачу. В написании изложения можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительная беседа. Представляет собой совместную работу учеников и учителя, когда происходит знакомство с текстом будущего изложения, обсуждается тема, выписывается и характеризуется заголовок. На этом этапе актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются факты, даты и имена собственные, прорабатываются понятия и термины, конкретизируется замысел автора. Работа идет в черновике.

2. Составление плана текста, работа с черновиком.

Ставится цель понять, что и как написал автор текста. Анализируются ключевые слова и особенности композиции: в объёмных текстах определяются части (при повествовании - завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении – тезис, аргументы и выводы; при описании – точность характеристик). Определяется мини-тема каждой структурной части, ее содержание; часть озаглавливается, этот заголовок записывается как пункт плана. Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке, как он связан с другими частями текста. Черновик дополняется.

3. Проверка содержания, редактирование, корректирование.

На этом этапе ученик выступает в роли редактора/корректора своего черновика. Работа с текстом предполагает проверку логики изложения, фактических данных, правильности написания имен собственных, устранение неоправданных повторов, снятие возможных логических противоречий, исправление неточного употребления слов. Осуществляется орфографическая и пунктуационная правка при повторном чтении авторского текста, поиск и исправление ошибок в словах и при расстановке знаков препинания в предложениях. Итогом работы на этом этапе становится переписывание начисто.

 

Творческие задания в изложении.

Изложения могут сопровождаться творческими заданиями. Например, ученикам может быть предложено дополнить текст элементами сочинения. Варианты могут быть следующими:

  • текст изложения читается не до конца — концовку предлагается придумать самостоятельно;

  • текст изложения изначально пересказывается от имени одного персонажа, а после прочтения предлагается передать происходящее глазами другого участника событий;

  • текст, в котором автор описывал события в прошедшем времени, нужно пересказать так, будто события разворачиваются у автора на глазах (изменение временных форм глаголов);

  • наполнить текст недостающими определениями (прилагательными и (или) наречиями);

  • текст изложения предлагается дополнить: а) описанием внешности (или характера, или мыслей, или чувств и т.п.) одного из персонажей текста; б) пейзажа, который окружает персонажей, или обстановки, в которой действуют те или иные герои текста; в) события, предшествующего тем, что разворачиваются в тексте изложения; г) рассуждением о причинах поступка или события, описанного в тексте.

 

Какие бывают изложения?

Классификация изложений может происходить по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные (выбирается одна из микротем текста) или дополняющие, с элементами сочинения.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся на изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

 

Объем и оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения (изложения, близкого к тексту) определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

За изложение выставляется двойная оценка. Первая – за содержание (см. табл. ниже), вторая – за грамотность (критерии те же, что и в диктанте).

Оценка

Критерии оценки содержания и речевого оформления

«5»

Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление;

допускается не более 1 речевой неточности.

«4»

Правильно, достаточно полно передан авторский текст; раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности;

допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста

«3»

В работе допущены некоторые отклонения от авторского текста, отклонения от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений; беден словарь, имеются речевые неточности;

допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста

«2»

Работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста/совсем не передан авторский текст, не раскрыта тема; допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствуют связи, крайне беден словарь;

в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста

 

Примечание

Варианты контрольных работ по русскому языку можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): fipi.ru

Дублирующие ресурсы:

5splusom-school.ru

yagramotniy.ru

Проверка слова Все сервисы
  • Грамота ру
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН