«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Подскажите, пожалуйста, какие есть фразеологизмы со словом БИСЕР?

Ску(ч)ный или ску(ш)ный?

Правильно ли говорить "розовый фламинго"? Или все же "розовая"? Ведь это птица.

  1. Главная
  2. Новости

Один на один с учеником

Можно сказать, что современный преподаватель русского языка как иностранного на все руки мастер: он должен уметь работать со студентами разных уровней и из разных стран, владеть элементами психологии, помнить о теоретических основах методики преподавания русского языка и иностранных языков и применять их на практике, уметь работать офлайн и онлайн, в группах и индивидуально… 

В нашей статье мы поговорим об одном из умений преподавателя русского языка, а именно умении работать один на один со студентом, проводить индивидуальные уроки.

Многие педагоги совмещают преподавание в языковой школе или университете с индивидуальным обучением. Давайте обсудим, чем именно отличаются эти занятия от групповых.

  • Материалы. Материалы, которые подходят для уроков в группе, не всегда подходят для индивидуально обучающихся студентов, и это логично. В учебниках есть много заданий, рассчитанных на составление диалогов или работу в группе из 2-3 человек, последнее особенно касается финальных заданий к каждому уроку учебника. Финальные задания (например, составление маршрутов, ментальных карт, историй по картинкам и пр.) студент выполнять может, но в индивидуальном порядке. Стоит отметить, что при индивидуальном обучении преподаватель должен обратить особое внимание на коммуникативную составляющую курса: диалоги обязательно должны разыгрываться, причём в данном случае преподаватель должен принимать в них участие. Кроме этого, часто бывает так, что студент, занимающийся индивидуально, продвигается быстрее, т.к. у него нет “тормозящих” и отвлекающих факторов. Поэтому часто преподавателю нужно готовить большее количество дополнительного материала, рабочих листов, иллюстраций и пр. для уроков. Это также связано с тем, что материалы для частных уроков индивидуальны, их содержание зависит от уровня студента, его грамматических и лексических “лакун”.
  • Игры. Если мы говорим об особом виде материалов, а именно об играх, то, конечно, при их проведении на индивидуальных занятиях всё меняется. У нас больше нет возможности делить студентов на группы и организовывать конкурсы и викторины. Тем не менее, мы можем играть со студентами в “игры-бродилки” и игры, связанные со словесным творчеством - например, с описанием сюжетных картинок из виммельбухов, загадками по картинкам и иллюстрациям и т.д. При этом преподавателю необходимо принимать участие в играх наряду со студентом, становясь его напарником и компаньоном. Это ключевой момент игры. Безусловно, учителю в данном случае нужно “подстраивать” свой уровень языка под определённую лексико-коммуникативную ситуацию. Игра на индивидуальных уроках снимает барьер между преподавателем и студентом.
  • Темп и процесс обучения. Очень сложно понять, каким будет темп обучения на индивидуальных занятиях по сравнению с уроками в группе, так как это напрямую зависит от способностей студента к языкам, его уровня, его мотивации к обучению и количества занятий в неделю. Иногда темп бывает более быстрым, иногда более медленным. Преподаватель должен именно “почувствовать”, каким будет темп его уроков, и в зависимости от результатов анализа предложить студенту индивидуальную программу - основной учебник, дополненный пособиями по грамматике, а также книгой для чтения. Обычно учебника и пособий бывает мало для индивидуальных занятий, так что педагог должен разработать специальную программу, основанную на рабочих листах, иллюстративном материале, играх и пр. На индивидуальных уроках педагог является для студента не только преподавателем, но и ментором, который объясняет студенту, как построить процесс обучения, как изучать определённые темы. В этом состоит одно из преимуществ индивидуального обучения по сравнению с обучением в группе.
  • Развитие навыков говорения. Стоит отметить, что на индивидуальных занятиях у студента есть больше возможностей развить навыки говорения, причём речь идёт как о спонтанном говорении, так и об упражнениях, специально подготовленных преподавателем. В начале каждого урока ученик обычно рассказывает, как у него дела, какие новости, что он делал в последнее время. Важно, чтобы педагог также немного рассказал о себе, таким образом, студент привыкает к спонтанной русской речи, а также развивает навыки аудирования и коммуникации. Данный диалог продолжается 10-15 минут в начале каждого урока. Тем не менее, на уроках один на один как у педагога, как и у студента есть опасность “скатиться” в постоянную спонтанную речь. Этого делать нельзя, так как в данном случае прекращается развитие других навыков студента.
  • Функция доски. Как мы все знаем, классная доска является одним из основных учебных элементов во время проведения уроков в группе. Если мы проводим индивидуальные уроки, аналог классной доски также должен быть. Это может быть белый лист бумаги, на котором педагог пишет ручкой, это может быть также маленькая доска, установленная в комнате специально для уроков русского языка. На онлайн-уроках можно пользоваться виртуальными досками - например, гугл-документами, содержанием которых можно поделиться со студентом. Доска является важнейшим способом организации материала на уроке и в сознании студента, не стоит пренебрегать этим важнейшим инструментом структурирования и анализа информации. С помощью доски мы активизируем ассоциативную память студентов, особенно если мы вводим новый лексико-грамматический материал при помощи иллюстраций, которые создаёт сам педагог. Основным преимуществом использования доски на индивидуальных уроках является то, что студент может принимать активное участие в написании материала на доске, делать свои пометки и иллюстрации.
  • Индивидуальная работа с психологической точки зрения. Преподавателю необходимо обратить внимание на то, что на уроках один на один всё внимание педагога обращено на студента, а всё внимание студента - на педагога. Поэтому порой бывает непросто проводить такие уроки, особенно если перед нами стеснительный студент, не склонный к коммуникации. Некоторые студенты даже не осмеливаются смотреть преподавателю в глаза. В группе такие студенты просто уклоняются от общения, и это не так заметно. На индивидуальных уроках “выплывает” не только несклонность к коммуникации (которая может возникать и со стороны преподавателя, с чем обязательно нужно бороться), но и другие психологические проблемы студентов: нервозность, депрессия и пр. К сожалению, может наблюдаться и психологическая несовместимость преподавателя и студента, когда они как будто “на разных волнах” и вызывают друг у друга раздражение. В данном случае педагог и студент (каждый со своей стороны) должны проанализировать целесообразность такого обучения и оценить,  насколько данная несовместимость вредит процессу обучения. В остальных случаях педагог должен оказывать и психологическую помощь студентам, испытывающим трудности с личным общением. При этом уроки ни в коем случае не должны превращаться в психологические консультации, т.к. в данном случае они сразу же становятся крайне неэффективными. Педагог должен уметь превратить даже эти, личные, вопросы в рабочий материал, уметь снять барьер между ним и студентом в любой, даже самой сложной ситуации. Если студент не хочет разговаривать на уроках, не стоит на него сильно “давить”. Нужно посмотреть, с чем связана эта несклонность к общению, а потом уже принимать решение о тактике обучения. Часто такие студенты не хотят общаться “спонтанно”, но прилежно выполняют упражнения на развитие определённых коммуникативных навыков.
  • Помещение. Индивидуальные уроки часто проводятся вне учебной обстановки, т.е. не в языковом центре, школе или университете, а дома или в кафе. Преподавателю и студенту нужно обязательно постараться воссоздать атмосферу уроков русского языка в том месте, где студент занимается. Это не обязательно должен быть кабинет студента или преподавателя, но лучше, чтобы в помещении было достаточно места для занятий:  большой стол для материалов преподавателя и студента, стулья (лучше, чтобы это не были диваны и кресла) для ученика и для педагога, небольшая доска (если это возможно). Интересно также повесить плакаты на русском языке, учебные и развлекательные. Важно, чтобы студент и педагог сидели на оптимальном расстоянии друг от друга. Хорошо, если на уроках используется компьютер или планшет с подключением к интернету, т.к. это расширяет круг возможностей студента, который может смотреть видео, выполнять интерактивные упражнения, читать тексты, смотреть карты, фотографии и иллюстрации и пр.
  • Использование новых технологий. На индивидуальных уроках педагогу проще создавать и предлагать студенту дополнительные упражнения и задания, которые можно выполнять через интернет; данный приём разнообразит частные уроки. Студент может работать с большим количеством учебных и аутентичных текстов, слушать подкасты, смотреть видео, выполнять интерактивные упражнения, разрабатывать маршруты по виртуальным картам, создавать облака слов и ментальные карты и т.д.

Многим педагогам с большим опытом проведения частных уроков наверняка есть что добавить к изложенному. Мы же со своей стороны постарались максимально подробно обозначить основные особенности индивидуальной работы со студентами, а также рассмотреть преимущества и недостатки данного вида обучения русскому языку как иностранному.

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН