«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Есть предложение "На поверхности органа виден очаг красного слегка синюшного цвета". Между словами "красного" и "синюшного" нужна ли запятая? Заранее спасибо за ответ.

Придти или прийти?

Доброго дня, как правильно в приказе по предприятию написать: 3. Контроль за исполнение(м) настоящего приказа возложить на ........ Благодарю заранее за ответ

  1. Главная
  2. Новости

Раз, два, три! Позвизд, выходи!

В самую волшебную ночь в году все ждут чудес, которые непосредственно связаны с главным новогодним персонажем – Дедом Морозом. Дети разучивают стихотворения, выбирают костюмы, вырезают из бумаги снежинки, клеят гирлянды, взрослые наряжают ёлку и готовят угощения – всё для того, чтобы угодить зимнему волшебнику и получить из его мешка долгожданные подарки. Однако так было не всегда.

Легенд о появлении Деда Мороза и формировании его имени множество, но все источники единогласно сходятся в том, что история любимого детьми волшебника берёт своё начало ещё до появления на Руси христианства.

Издревле славяне верили, что умершие предки продолжают оберегать свой род, но делают это уже в виде духов. Живущие считали своей прямой обязанностью благодарить заботливых предков и делали это, например, так: представляя собой духов, молодёжь рядилась в вывернутые тулупы, изготавливала маски, учила колядки и в полной «боеготовности» ходила по домам, распевая обрядовые песни, а люди одаривали духов в лице колядующих, отдавая что-то вкусное и ценное. В толпе обязательно присутствовал некто молчаливый, одетый наиболее пугающе, – этот человек изображал самого древнего и могущественного духа, которого называли Дедом. По одной из версий, именно грозный и молчаливый Дед, собирающий с помощью колядок дань с потомков, считается прообразом современного Деда Мороза.

Помимо почитания духов, восточным славянам было свойственно одухотворять явления природы. Так появились версии, что Дед Мороз – это могущественный языческий бог. Однако славянская мифология не даёт чёткого понимания того, кто из великого множества богов является предком нынешнего Деда Мороза, поэтому сразу в нескольких представителях славянского пантеона находим схожие с ним черты.  

 Одним из таких богов, наводящих на население страх и ужас, был свирепый хозяин непогоды Позвизд (Посвист, Похвист). С вечно взъерошенными волосами и всклокоченной бородой, в плаще с подбоем из ветров, крылатый Поздвизд вершил погоду на славянской земле. Тряхнёт бородой – обрушатся ливни, скажет слово – опустятся туманы, качнёт головой – посыплется крупный град, а если взмахнёт плащом, всё вокруг покроется снегом.

Соратником Позвизда по пантеону был бог Зимник – босой старик небольшого роста, с белыми волосами и длинной бородой. Считалось, что если Зимник в тёплой одежде, но с непокрытой головой и с булавой в руках явится людям, то нужно готовиться к суровой стуже.

Ещё одним претендентом на родство с современным Дедом Морозом является подземный бог Карачун, повелевающий морозами и олицетворяющий смерть. Внешний вид и повадки Карачуна покрыты мраком, но известно, что он всегда появлялся в окружении верных слуг: медведей-буранов и волков-метелей. Карачун (корочун) – это ещё и название славянского зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника, приходившегося на 25 декабря, а также со словом «краткий». Зимний солнцеворот - самый короткий день в году, а кроме того, отправная точка для начала свирепой зимней стужи. Как тут не вспомнить поговорку «Солнце – на лето, зима – на мороз».

Не менее почитаемым был повелитель зимних холодов – Мороз, он же Студенец и Морозко. Этот небольшого роста седобородый старик вместе с супругой Зимой и помощниками Мароссами (Трескунами) ходил по полям, лесам, поселениям и стучал, после чего на землю опускались лютые морозы, а вода покрывалась толстым слоем льда. Если же Мороз стучал в дом, то обязательно трескалось бревно.

В полную силу Мороз правил с ноября по март. В этот период он рисовал узоры, замораживал водные поверхности, мастерил горки, осыпал всё снегом – создавал для людей различные развлечения. А также без труда наводил страх на всё живое, в чём был похож на Позвизда: дышит – воздух студенеет, плачет – появляются сосульки, говорит – всё покрывается инеем, а из волос его рождались снеговые облака. Как и его братья, Мороз не любил тех, кто боялся холода и жаловался на него, но уважал и одаривал крепостью духа и морозным румянцем смелых и весёлых.

Образ именно этого Мороза нашёл своё отражение в картине Васнецова В. М. «Дед Мороз», 1885 г., в пословицах и поговорках:

Мороз невелик, да стоять не велит, Мороз не дюж, а всякого гнёт. Интересно, что  мороз родственник таких слов, как мразь, мерзкий, мерзость,  которые изначально на Руси отнюдь не были ругательствами, а обозначали что-то морозное, холодное.

Не менее яркой личностью в истории с Дедом Морозом был бог лжи и обмана Морок (морока, заморочиться, упасть в обморок, мрак), который известен своей невероятной схожестью с богом Морозом, а также любимой забавой – превращаться в него, именно поэтому их очень часто путали. В образе Мороза (седого старика с сухой кожей рук и лица) Морок ходил с посохом по земле, сковывал всё вокруг льдом и покрывал снегом.

Под влиянием христианства языческий образ Мороза (как и других славянских богов) был искажён: его стали воспринимать как злое божество с жестоким нравом, замораживающим людей до смерти и крадущим непослушных детей. Именно этот образ подхватила и развила литература. В сказках Мороза описывают как строптивого старика, объединяя в нём черты нескольких славянских богов, например, в сказке «Морозко» суровый Мороз добрую и трудолюбивую девушку поморозил, однако затем отблагодарил и наградил, а вредную и невоспитанную «так хватил, что она окостенела».  Суровый нрав Мороза нашёл своё отражение и в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»: Мороз заморозил вдову Дарью, оставив сиротами её детей. Вот как Некрасов описывает волшебника:

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой её головой!
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет.

В пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» находим неясные описания Деда Мороза: «проказник седой», при его выходе из леса «начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, – набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль», он ходит с дубинкой, колотит по избам, поёт песни. Кстати, в пьесе Островского Снегурочка – это не внучка Деда Мороза, а дочь его и Весны-Красны.

         С появлением христианства распространилась легенда о том, что прототипом Деда Мороза является живший в IV веке в турецком городе Мира архиепископ Николай. Он был очень добрым человеком и однажды спас бедствующее семейство, подбросив им мешочек с золотом. После смерти Николая объявили святым, он стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

         С ослаблением христианства в России XIX–XX вв. образ Мороза смягчается: в 1910 году Дед Мороз появляется на Рождественской ёлке, однако успеха и широкого распространения не получает. И наконец, в 1930-х гг. с помощью советских кинематографистов Дед Мороз почти полностью реабилитирован: это добрый волшебник, который является детям под Новый год и приносит подарки. А с 1999 года зимний волшебник обрёл дом и поселился в Великом Устюге, куда ежегодно слетаются тысячи писем от верящих в чудо детей.

         Дед Мороз – очень неоднозначный персонаж, прошедший долгий путь: от мифологической фигуры к запрещённой, оклеветанной, затем к фольклорной и литературной, а теперь и к игровой, и сегодня нельзя однозначно сказать, является ли кто-то один из славянских богов прототипом Деда Мороза, сборный ли это образ, повлияла ли на формирование персонажа жизнь Святого Николая или литература и фольклор... Однако дотошные исследователи могут с точностью определить, настоящий Дед Мороз появился на празднике или нет. Оказывается, всё дело в деталях костюма и внешности. Давайте и мы присмотримся повнимательнее.

Настоящий волшебник носит густые седые (серебристые) усы, бороду и волосы, которые символизируют не только мудрость, но также могущество, счастье и богатство. Одет Дедушка Мороз в белые льняные рубашку и брюки, украшенные геометрическим узором, а вот красные (в цвет шубы) штаны – большая ошибка. Шуба хозяина Севера длинная (до щиколотки или голени), красная, расшитая серебром, отороченная лебединым пухом или белым мехом. Если на ваш праздник пришёл «волшебник» в синей, зелёной или другого цвета шубе, знайте: это точно не Дед Мороз. Подпоясываться Дедушка предпочитает белым с красным орнаментом (символ связи предков и потомков) кушаком. Шапка волшебника полуовальная с треугольным вырезом, обязательно красная, расшитая серебром и жемчугом, отороченная также лебединым пухом или белым мехом. Если какая-то деталь изменена, перед вами снова мошенник или неудачный опыт современных костюмеров. Дед Мороз живёт в суровом климате, поэтому не забывает о тепле: на руках носит белые, расшитые серебром (символ чистоты и святости) трёхпалые перчатки (символ принадлежности к божественному началу) или варежки, а на ноги обувает серебряные или красные, шитые серебром сапоги (с приподнятым носком, скошенным каблуком или без него), а в особые морозы – белые с серебром валенки. Белый цвет в сочетании с серебром символизирует луну, святость, воду и чистоту. Главным атрибутом зимнего волшебника является посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой серебристо-белой цветовой гаммы и навершием в виде лунницы (полумесяца) или головы быка (символа власти, плодородия и счастья). При встрече Деда Мороза обязательно нужно обратить внимание на то, как он добирался: настоящий волшебник передвигается пешком, на лыжах или на санях, запряжённых тройкой лошадей.

Как ни печально это признавать, но сегодня даже Дед Мороз из Великого Устюга соблюдает не все правила и допускает в своём образе некие вольности.

Желаем вам счастливого Нового года, чудес и, конечно же, настоящего Деда Мороза!

          

Автор: Ирина Голышева, сотрудник международного проекта «Современный русский».

 

Источники:

Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру