«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

ВУЗов, ВУЗОВ или вузов? Как верно написать это слово?

Склоняется ли фамилия Нежелько?

Проясните, пожалуйста, значение словосочетания "постиндустриальное общество" (и правильно ли написано?).

  1. Главная
  2. Новости

Письма к любимым

В семье всё держится на женщине. Лишний раз в этом убедиться помогает личная переписка классиков. В Международный день семьи обратимся к нескольким удивительным письмам.

Примеров счастливых семей в русской литературе очень мало. Писатели почему-то больше любили изображать семьи несчастливые. Про счастье писать скучно? Счастьем лучше не делиться? Тем не менее есть одна сфера, где истинная любовь, забота и нежность видны каждому. Речь о семейной переписке. В ней наши классики предстают обычными мужчинами: заботливыми внуками, тревожащимися сыновьями, обожающими своих жен мужьями-подкаблучниками, нежными отцами, в общем, разными и настоящими.

 

«Друг мой жёнка…»

Пушкин – наше всё. И эпистолярное наследие классика – прекрасный образец того, как должны выглядеть письма к любимой женщине.

Женившись на молоденькой Наталье Гончаровой, Пушкин обнаруживает, что ей просто необходимы постоянная опека и доброе воспитание. Забота. Хорошее образование и знание нескольких языков, это, конечно, большой плюс, но далеко не всё, чтобы избежать ошибок в жизни. Поэтому он её по-доброму учит, напутствует: «Ангел мой жёнка! …пожалуйста, побереги себя; не слушайся сестёр, не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано… В деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения…».

Что за скверные книги могли быть в библиотеке деда? Скорее всего, французские любовные романы с бушующими страстями. Девичье воображение они, конечно, распаляли, но чему учили? Клишированным фразам, манерности, экзальтированности... Всё это только во вред, и прав Пушкин в своих предостережениях.

У матери Натальи Николаевны был тяжелый характер, обстановка в семье была не самая благоприятная, и Пушкин опасался, что это может негативным образом сказаться на его браке. Поэтому он старался привить своей Наташе другие ценности. Нрава она была доброго и доверчивого, что одновременно и подкупало Пушкина, и очень беспокоило. А уж когда стало известно, что Наталья Николаевна ждёт ребенка, он и вовсе потерял покой. Письма к беременной жене полны почти отеческой заботы о её здоровье и о соблюдении приличий:

«Пожалуйста, не стягивайся, не сиди, поджавши ноги, и не дружись с графинями, с которыми нельзя кланяться в публике. Я не шучу, а говорю тебе серьёзно и с беспокойством. Пиши мне о своём здоровье. На хоры не езди — это место не для тебя», «Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто, одна беда: письма твои меня не радуют. Что такое vertige? обморок или тошнота? виделась ли ты с бабкой? пустили ли тебе кровь? Всё это ужас меня беспокоит. Чем больше думаю, тем яснее вижу, что я глупо сделал, что уехал от тебя. Без меня ты что-нибудь с собой да напроказишь. Того и гляди выкинешь. Зачем ты не ходишь? а дала мне честное слово, что будешь ходить по 2 часа в сутки. Хорошо ли это?».

В письме от 25 сентября 1832 г. Пушкин хвалит свою «милую Ташу» за смелые домашние преобразования и за подробные отчёты о них: «Какая ты умненькая, какая ты миленькая! какое длинное письмо! как оно дельно! благодарствуй, жёнка. Продолжай, как начала, и я век о тебе буду бога молить». Он называет её бой-бабой за смелость в принятии решений по ведению домашнего хозяйства, поощряет её самостоятельность и деловитость.

Первая дочь Машенька родилась в мае 1832 года. Имя ей дали в честь бабушки поэта. Молодой отец счастлив, ревностно следит за её развитием, если случается уехать, в письмах постоянно интересуется здоровьем матери и малышки. 8 сентября 1833 года из Казани он пишет жене: «Здорова ли ты? здоровы ли все вы? Доро́гой я видел годовую девочку, которая бегает на карачках, как котёнок, и у которой уже два зубка. Скажи это Машке». В июле 1833 года у четы Пушкиных рождается сын Александр

В октябре 1833 г. Пушкин пишет: «Милый друг мой, я в Болдине с вчерашнего дня. Думал здесь найти от тебя письма, и не нашел ни одного. Что с вами? здорова ли ты? здоровы ли дети? сердце замирает, как подумаешь. Подъезжая к Болдину, у меня был самые мрачные предчувствия, так что не нашед о тебе никакого известия, я почти обрадовался — так боялся я недоброй вести. Нет, мой друг: плохо путешествовать женатому; то ли дел холостому! ни о чем не думаешь, ни о какой смерти не печалишься».

21 октября: «Что-то моя беззубая Пускина? Уж эти мне зубы! — а каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? не ожидал я этого от него. …Машку, Сашку рыжего и тебя цалую и крещу. Господь с вами».

Как известно, у Александра Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей: Сашка, Машка, Гришка и Наташка. Общение с ними было большим удовольствием для Пушкина, который и сам в душе оставался ребенком.

 

«Почтеннейшая маменька…»

У талантливых сыновей, как правило, особая связь с матерями. Многие поэты и писатели с благодарностью упоминали в письмах, дневниках и мемуарах своих мам, которым были обязаны пылким воображением, талантами и душевной чуткостью. Вот и у Гоголя не было вдохновительницы-жены, но была трепетная и заботливая матушка, Мария Ивановна, которая в своём сыне души не чаяла и готова была ради него на любые подвиги. Он был её вымоленное дитя, в него она вкладывала душу, в нём искала и находила внимательного слушателя и собеседника. К ней, зная о её самоотверженной любви, он обращался не только в случае денежных затруднений, но и тогда, когда была нужда в творческом содействии. «Теперь вы, почтеннейшая маминька, мой добрый ангел-хранитель, теперь Вас прошу, в свою очередь, сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, Вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно». Маменька расстаралась, и её наблюдения легли в основу одних из самых удачных и самобытных гоголевских текстов, которые открыли ему путь в русскую литературу.  

Именно матушке обязан Гоголь своим живым воображением, склонностью к мистицизму, верой в сверхъестественное. «Один раз я просил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и Вы мне, ребенку… так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». Характером Гоголь во многом походил на матушку, был так же переменчив в настроении, быстро переходил от веселости к меланхолии и даже замкнутости. Вера матери в гениальную одаренность её сына вселила и в Гоголя уверенность в особом предназначении и будущем великом поприще. Он предчувствовал нечто необыкновенное и писал матушке по окончании гимназии вдохновенные письма: «Испытую свои силы для поднятия труда важного, благородного, на пользу отечества, для счастия граждан, для блага жизни себе подобных, и, дотоле нерешительный, неуверенный в себе, я вспыхиваю огнём гордого самосознания». Такая вера в себя дорогого стоит, ибо только с ней человек смело смотрит в будущее и способен преодолеть многие трудности на своём пути. Мария Ивановна буквально подарила сыну крылья и сделала для своего любимого Николая всё, на что только была способна её деятельная и впечатлительная натура. Когда-то в детстве она рассказала ему притчу о том, что чистой душе ангелы дают лестницу, чтобы подняться на небо, и это настолько врезалось в сознание Гоголя, что перед смертью, в полубреду, писатель взывал: «Лестницу, поскорее давай лестницу!». Матушка пережила любимого сына на шестнадцать лет.

 

«Милая бабушка, целую Ваши ручки…»

Елизавету Алексеевну Арсеньеву называют самой известной бабушкой в русской литературе: её роль в жизни внука была так велика, что не известно, сложился бы Лермонтов как личность и как поэт, не будь у него такой мощной поддержки. Мишенька был смыслом её жизни, она его пестовала и оберегала с младенчества. Не уберегла…  По воспоминаниям Е. Сушковой, «один Мишель остался ей утешением и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей, не нахвалится, бывало, им, не налюбуется на него», а сама Елизавета Алексеевна в письме своей подруге признавалась в «пристрастной», но извинительной любви к внуку: «Он один свет очей моих, все моё блаженство в нём».

От переписки бабушки и внука писем почти не осталось. Но в тех, что сохранились, дышит взаимная любовь, забота и привязанность.  Бабушка следила за творчеством своего талантливого внука, читала его стихотворения и посылала ему восторженные отзывы: «Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные, и всего лучше меня утешило, что тут нет нонешней модной неистовой любви». 

Современники вспоминали, что к своей умной и заботливой бабушке Лермонтов питал «чрезвычайную почтительность и нежность», хотя и капризничал, бывало, и дерзил иногда. Но кто из молодых и горячих внуков не дерзит бабуле? Однако не это важно, а то, что звучит в таких строчках из писем: «милая бабушка, молю Бога, чтоб вы были здоровы и спокойны», «пуще всего не беспокойтесь обо мне; Бог даст, мы скоро увидимся», «...будьте здоровы и уверены, что Бог вас вознаградит за все печали. Целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермонтов».

Неспокойная жизнь «покорного внука» заставляла бабушку переживать, то и дело вступаться за него, взывать к милости тех, кто мог облегчить участь её строптивого внука. Она буквально вызволила его из первой ссылки на Кавказ, хлопотала за него, когда он оказался под арестом, поднимала на ноги всех, кто мог бы повлиять на смягчение участи Лермонтова.

Узнав о гибели любимого внука, Елизавета Алексеевна перенесла апоплексический удар, от которого уже не смогла оправиться. Её жизнь потеряла всякий смысл, от горя и слёз случился паралич век, она не могла открыть глаза. Бабушка пережила внука на четыре года и ушла из жизни в 1845 году в возрасте 72 лет. Благодаря ее хлопотам прах М. Ю. Лермонтова был перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.

Последнее письмо Елизавете Алексеевне Лермонтов послал из Пятигорска 28 июня 1841 года, за две недели до роковой дуэли. В нём он среди прочего просит бабушку выслать ему книги: «Милая бабушка, пишу к вам из Пятигорска, куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху. Я получил ваших три письма вдруг… Прошу вас, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы просил также полного Шекспира, по-английски, да не знаю, можно ли найти в Петербурге… Только, пожалуйста, поскорее; если это будет скоро, то здесь ещё меня застанет…

Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны; целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермонтов».

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру
  • Институт Пушкина
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»