«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

"Налоговый вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 рублей.". К чему правильно относить фразу «но не более 400 000 рублей», к понятию 1) «налоговый вычет» или к 2) «сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет»? В первом случае, как мне кажется, получится, что сама сумма налогового вычета не более 400 000 рублей от какой-то произвольной суммы, а во втором случае, внесенная сумма не должна быть более 400 000 рублей и налоговый вычет именно с суммы 400 000 рублей, таким образом в варианте 1) ограничивается налоговый вычет, а в варианте 2) ограничивается сумма, с которой такой налоговый вычет берется. Помогите пожалуйста обоснованно, с учетом всех правил русского языка, разобраться какой вариант трактовки все таки верен, с учетом разбора предложения на составляющие, а то я запутался совсем и не понимаю как правильно трактовать написанное.

Вопросы по высказываниям дикторов радио и телевидения 1.Вопрос разрешился БОЛЕЕ-МЕНЕЕ положительно. Так более или менее? Наверное, правильно БОЛЕЕ-НЕ-МЕНЕЕ. Я прав? 2.Наш герой прошёл всю войну ОТ ЗВОНКА до ЗВОНКА. Даже не спрашиваю правильно ли это. Я 47 лет прослужил в правоохранительных органах, начиная с должности следователя. Приведенное выражение действительно взято из жизни, но сугубо тюремной. При открывании входной двери на проходную следственного изолятора или исправительно-трудовой колонии звенит громкий пронзительный звонок, привлекая внимание караула. Точно также он звенит и при выходе из этих небогоугодных заведений. Эти два звонка и отмеряют время пребывания заключённого в неволе.Поэтому по отношению к фронтовикам или героям-труженикам это выражение звучит кощунственно. 3.Уже слышал, что частицы НЕ - ОТРИЦАНИЕ И НИ - УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ И МЕЖДУ НИМИ НЕТ РАЗНИЦЫ. НЕУЖЕЛИ ЭТО ТАК?

Что значит "майна", когда на стройке кричат?

  1. Главная
  2. Новости

Ко Дню грамотности

8 сентября отмечается Международный день грамотности, учрежденный ЮНЕСКО в 1966 году. Грамотность – это не только элементарное умение читать и писать, но и один из базовых показателей социокультурного развития человека.

Давно вошли в обиход такие выражения, как правовая грамотность, социально-экономическая грамотность, финансовая и юридическая грамотность, говорящие об уровне развития особых компетенций населения, позволяющих людям в полной мере реализовывать свои потребности и соблюдать права. В филологическом аспекте грамотность воспринимается как определённая степень владения нормами языка и умение соблюдать их на практике.

В глобальном смысле грамотность понимается довольно широко:

- она позволяет человеку на протяжении всей жизни заниматься саморазвитием, получать новые знания, развивать важные навыки;

- расширяет права и возможности как отдельных людей, так и семей, общин, повышая качество их жизни;

- способствует искоренению нищеты и снижению уровня смертности;

- обеспечивает гендерное равенство и содействует устойчивому развитию общества…

Большое внимание в современном мире уделяется обучению грамоте детей и созданию для них комфортной развивающей среды, а также вопросам распространения грамотности среди девочек и женщин. Сегодня в мире существует международная система мониторинга эффективности программ по распространению грамотности, функционируют специальные лаборатории по оценке качества образования, создаётся хранилище открытых образовательных ресурсов в области повышения грамотности.

За более чем полувековой период характер проблем в области грамотности не раз менялся, и на первый план в разное время выходили те или иные задачи: проблемы сохранения языков коренных народов мира, сохранение их уникальной письменности; поощрение языкового разнообразия; решение проблем инклюзивного образования; функционирование языков в условиях глобализации и развития цифровых технологий.

В России вопросами распространения грамотности начали заниматься еще в петровские времена, но процент умеющих читать и писать долгое время оставался ничтожным. Так, в 1859 году Николай Чернышевский писал в статье «Суеверие и правила логики»: «По самым щедрым расчётам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи <…> число грамотных людей не превышает 4 миллионов». Однако по результатам первой российской переписи 1897 года число владеющих грамотой выросло уже до 21%, а к 1917 году 50% населения Центральной России было грамотным, хотя средний показатель по стране был не выше 35%.

Начиная с 1919 года, советское правительство целенаправленно занялось ликвидацией безграмотности. Письму и чтению учили всех от мала до велика, и перепись 1926 года выявила рост числа грамотных: 56 % населения отметили, что умеют читать. Последующие переписи фиксируют всё более оптимистичные показатели – 87% (1939 г.), 98,8% (1959 г.). Стопроцентного показателя грамотности Россия так пока и не достигла: последняя перепись выявила более 350 тысяч неграмотных, половина из которых старше 70 лет.

Сегодня определение грамотный чаще относится не к тому, кто умеет читать и писать, а к тому, кто делает это без ошибок, соблюдая правила орфографии, орфоэпии и пунктуации. Существует выражение врождённая грамотность, характеризующее умение некоторых людей не делать ошибок в устной и письменной речи, при этом не обязательно подразумевается стопроцентное знание ими грамматики. Такое свойство чаще всего является приятным «побочным эффектом» привитой ещё в детстве любви к чтению.

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • День словаря