«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Вид на Москва-реку или на Москву-реку?

"Этот документ датируется 1990-ми гг." – здесь правильно оформлена дата?

Нужны ли запятые в этих двух предложениях: Открывайте ампулы безопасно используя дозатор. Не открывайте ампулы не защитив руки.

  1. Главная
  2. Новости

Жизнь как сложный поступок

17 ноября исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина, выдающегося русского философа и литературоведа. Его жизнь, как и жизнь всякого, кто мыслит нестандартно и живет в эпоху перемен, полна трагизма, но в то же время наполнена высоким содержанием и духовностью.

Фото: visit-orel.ru

Будущий создатель теории «смеховой культуры» и карнавализации, М. Бахтин в жизни испытал немало трагического: жил в опале, голодал, лишился ноги, долгое время был оторван от большой науки. Однако упорства и мужества ему было не занимать, и в итоге волевое сопротивление обстоятельствам было судьбою вознаграждено. Современное российское и зарубежное литературоведение не мыслится вне его теорий и во многом опирается на изыскания Бахтина.

Сплошное поступление

Фото: w.histrf.ru

Учёный соединил в своих трудах философский, культурологический и литературоведческий подходы, что определило своеобразие его авторского стиля и стало опорой для дальнейших серьезных исследований. Принцип деятельного, осмысленного отношения к жизни нашел отражение в работе М. Бахтина «К философии поступка», которую можно считать своеобразным авторским кредо: «Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь, как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всею своею жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления».

Важность собственного поступления при этом, по Бахтину, не должна умалять значение поступления иной личности. Ученый рассуждает о важности понимания сущностного противопоставления «я и другого». Другой – это носитель иного мировоззрения, может быть, принципиально отличного от твоего, и потому нужно быть готовым к тому, что одно и то же событие, одна и та же высказанная мысль могут быть оценены совершенно по-разному, иметь совершенно различную значимость, могут породить разные эмоции и, конечно, поступки. В свете этой теории становятся более понятными и другие идеи Бахтина, о которых пойдет речь далее.

Многоголосие как принцип

Фото: kakprosto.ru

С определением полифонии как основного творческого метода Ф.М. Достоевского, пожалуй, связана самая известная из фундаментальных бахтинских теорий. В своем труде «Проблемы творчества Достоевского» Бахтин пишет: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов, действительно, является основною особенностью романов Достоевского. Не множество судеб и жизней в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетаются здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского, действительно, в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного непосредственно значащего слова».

По мнению ученого, Достоевскому удалось создать существенно новый жанр – полифонический роман, в котором наравне с автором (а не по его только воле) живут, говорят, мыслят разные личности, выражают свою позицию, свой взгляд на происходящее. «Мир Достоевского глубоко персоналистичен, - пишет Бахтин. - Всякую мысль он воспринимает и изображает как позицию личности». Следовательно, у каждого героя есть право на то, чтобы поступать по собственной воле, право на голос, право на собственное мнение, которое существует в романе наряду с авторским, а не подвергается препарирующему и уничижительному разбору.  

Уроки по-бахтински

Бахтин М.М. в Кустанае (второй ряд, третий слева). 1933-1934 годы. Фото: ng.kz

В биографии Бахтина был довольно сложный период, связанный с его опальным положением. Благодаря протекции М. Горького Соловков он избежал, но в казахских степях побывал и после долго не имел права жить в столице. Чтобы быть поближе к Москве, супруги Бахтины поселились в Тверской области, в Кимрах, известных еще и тем, что там проводила когда-то «дачные каникулы» такая же опальная чета Мандельштамов. В 1938 году Бахтину ампутировали ногу, но он мужественно перенес это испытание и не оставил своих трудов: просил друзей привозить и присылать по почте книги, работал над статьями, создавал труд о художественном мире Ф. Рабле и рассчитывал с его помощью изменить свой статус в науке.  Работу над почти семисотстраничным исследованием «Франсуа Рабле в истории реализма» Бахтин закончил осенью 1940 года. В начале 1941-го он предпринимает попытки опубликовать написанное, но случилась война, и планы пришлось изменить.

Вплоть до 1945 года М. М. Бахтин работал школьным учителем. До школы ему приходилось на костылях преодолевать путь в полтора километра. В любую погоду. Ученики вспоминают, что строгий и взыскательный преподаватель и к себе был требователен: уроки вел только стоя и позволял себе сесть только во время чтения детьми стихов наизусть. В разные годы он преподавал историю, немецкий язык и литературу, уча школьников мыслить самостоятельно. Одна из бывших учениц Бахтина сохранила в памяти дискуссию, разгоревшуюся в классе во время изучения «Евгения Онегина». Учитель спросил: «Каковы, на ваш взгляд, стихи поэта Ленского?». Дети говорят: «Отличные». Бахтин возражает: «Плохие!». «Как, вы порицаете Пушкина?» - страшно удивились старшеклассники. «Да не Пушкин плохо написал, а Ленский…» - ответил педагог. Вот вам принцип «я и другой» в действии, пусть и в школьном варианте анализа произведения.

Возвращение «великого хромца»

М. Бахтин. Источник: correodelsur.com

Бахтин не оставлял попыток издать книгу о Ф. Рабле, но постоянно натыкался на препятствия: то ему предлагали внести существенные правки, то велели сократить объем написанного чуть ли не вдвое, то ставили в упрек, что не приводит в работе мнения великих литературоведов всех времен и народов – Ленина и Сталина, то заявляли, что тема не раскрыта… Чтобы хоть как-то отстоять свою работу, Бахтин решает защитить ее в качестве диссертации. Но и тут не обошлось без проблем. Присвоение докторской степени так и осталось под вопросом, а диплом о кандидатской был получен лишь в 1952 году.  Напечатать книгу «Франсуа Рабле в истории реализма» удалось только в 1965 г., когда автору исполнилось семьдесят лет.

В шестидесятые практически забытый Бахтин смог возвратиться в большую науку благодаря молодым литературоведам (В. Кожинову, С. Бочарову и др.), направившим ему коллективное письмо и признавшим его своим наставником в научном подходе к анализу художественных текстов.

Сегодня трудно представить литературоведение без Бахтина. Именно ему принадлежат такие понятия, как хронотоп, смеховая культура, карнавализация, полифонизм… Он занимался вопросами стилистики и теории речевых жанров, проблемами драматургии и философии сценического искусства. Работы Бахтина хорошо известны за рубежом, особенно популярны они во Франции, в Японии, где впервые было издано собрание его сочинений, а также в Англии, где создан научный центр, названный именем ученого.

Памятник М. Бахтину был создан в 2015 г. Автор: Н. Филатов. Расположен монумент на территории Мордовского государственного университета. Фото: turizmrm.ru

В России Центр М. М. Бахтина был открыт в 2015 году при Мордовском государственном университете. Здесь собраны материалы об ученом и его семье, соратниках и учителях, о местах, связанных с его жизнью и творчеством, о пережитых событиях. Особый интерес вызывают письма и уникальные рукописи, сохранившие пометы учёного.

 

Автор: Тамара Скок

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН