«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Какое ударение в слове ГЛАЗИРОВАННЫЙ?

Как правильно: одновременно не могут отсутствовать более двух человек или не может ...?

Как правильно поставить знаки препинания: Возможности использования клиентом таких услуг, как: IPTV, ИКТ

  1. Главная
  2. Новости

В поисках положительного примера

У современного словесного образования много проблем. О том, как их преодолеть, рассказывает известный российский лингвист В. И. Аннушкин, доктор филологических наук, член Союза писателей России.

Владимир Иванович Аннушкин – доктор филологических наук, профессор кафедры словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, член Союза писателей России. Предлагаем вашему вниманию фрагмент его статьи «СОВРЕМЕННОЕ СЛОВЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ».

В. И. Аннушкин. Фрагмент передачи "Живое слово". 
Фото: smotrim.ru

Предмет «литература» – один из главных предметов школьного образования, объединяющий дисциплины гуманитарного цикла. Он вводит ученика в соприкосновение со сферой нравственных ценностей и способствует созданию культурно обусловленного, этически надёжного и социально продуктивного образа личности. Изучение художественной литературы формирует творческое (созидательное) мышление, которое совместно с образным и словесно-логическим мышлением полагаются в основу формирования личности. Самосознание человека предполагает способность постигать образы и знать, что есть образ. Это – самая глубокая часть педагогической деятельности, которая неслучайно названа образованием.

Сложившаяся в настоящее время ситуация выявляет следующие основные проблемы современного преподавания литературы в школе:

• Влияние современных внешних условий: проблема противостояния литературы и телевидения, Интернета и, как следствие, резкое снижение интеллектуального и нравственного уровня учащейся молодежи из-за отсутствия у многих современных школьников навыка и привычки к чтению литературы.

• Недостатки ФГОС. Негативные последствия внедрения ЕГЭ по литературе. Обилие программ и учебников, в которых во многом сохранились идеологические штампы и навязанные однобокие интерпретации литературных произведений школьной программы.

• Проблема подготовки учителей, перегруженность учителей внеурочной отчётной деятельностью.

В. И. Аннушкин. Фото: nupds.ru

Подготовка учителя

Для реализации мер по совершенствованию методик преподавания русского языка и литературы, прежде всего, требуется обратить самое пристальное внимание на подготовку учителя и преподавателя вуза.

  1. Современный учитель – это человек нового информационного общества, владеющий новыми формами коммуникации, но это также человек, призванный к общению с учениками, который сам должен быть для учащихся образцом нравственной и словесной культуры. В ходе изучения школьного курса литературы необходимо, чтобы ученик осознал:
  • слово – главная характеристика человека, ибо человек есть «существо словесное»;
  • речь – главный инструмент управления обществом («все беды человека от его языка»);
  • язык – проявление «души народа», поэтому в пользовании языком проявляется весь накопленный культурный опыт и сегодняшнее духовно-нравственное состояние личности и общества;
  • стиль речи как выражение помыслов, идей и речевых поступков должен способствовать формированию стиля жизни и создавать атмосферу общественного согласия и благоденствия.

Язык – слово – речь являются орудиями поиска смысла. Отобранный для изучения по учебной программе текст должен быть культурно значимым, давать нравственно-этические ориентиры, зажигать интеллектуально и увлекать формами словесной эстетики. Ошибочно полагать, что ученик «самостоятельно» выбирает образ жизни, поведения, поступков. Как правило, это – подражание, к которому подталкивают обстоятельства, друзья, родители, учителя, прочитанные книги и их герои, а за образцы подражания берётся яркое, впечатляющее, новое. Обучение через отобранные художественные тексты школьной программы по литературе должно давать образцы словесного поведения и нести нравственный смысл: ученику надо дать возможность размышлять над тем, «что есть истина», подлинное добро, настоящая красота. Именно тексты литературной классики встраивают сознание школьника в исконно отечественный культурно-исторический контекст и закладывают основы восприятия мира и традиционных для российской нации ценностей. Но без непосредственной связи учителя и ученика преподавание литературы становится формальным, обезличенным. Только личный пример учителя создает авторитет предмета и побуждает ученика к занятиям. В школу должны вернуться любовь к литературе как увлекательному и полезному предмету, чувство взаимной симпатии между учителем и учениками.

2. Деятельность сегодняшнего словесника серьёзно осложнена теми абсолютно недопустимыми перегрузками информацией, к которым побуждает нас компьютеризация общества, или так называемая «цифровая экономика». Ошибочными являются, по крайней мере, две установки, исходящие от органов руководства образованием:

• большое количество бюрократической информации и документации для деятельности современного учителя и преподавателя, ученых-специалистов. В результате ограничивается возможность реальных контактов между учителями и учениками, преподавателями и студентами;

• установка на самостоятельность обучения: современному ученику предлагается создавать самостоятельные проекты, но большей частью эти проекты – следствие работы родителей или скачивания из Интернета. Современному студенту предложено проходить тот же курс в большей самостоятельной работе, например, прочитать или послушать лекцию в Интернете. Однако эти новые компьютерные формы обучение не должны заменять прямое общение между преподавателем и студентом, в котором нуждаются обе стороны: студент – чтобы учиться профессионально через освоение преподавательского опыта, а преподаватель – чтобы непосредственно передавать личные умения и навыки творческой деятельности. Необходимо, чтобы преподаватель литературы был обеспечен условиями для устно-письменного и словесно-литературного творчества. Для этого требуются:

• регулярные, а не фрагментарные встречи с учениками и студентами;

• учитель и преподаватель вуза должны быть освобождены от бюрократического гнёта для возможностей преподавательского (учительского) творчества.

И учитель, и преподаватель вуза должны иметь:

• время для добросовестной подготовки своего труда;

• навыки педагогического общения с учениками. Это – проблемы педагогической деятельности, без решения которых не осуществить идею эффективного обучения в школе. Задача курса преподавания литературы в школе на современном историческом этапе: соединить литературно-художественное и словесно-речевое образование с нравственно-этическим воспитанием, а сверхзадача учителя-словесника – посредством литературы взращивать в ученике Человека в самом высоком понимании этого слова.

В. И. Аннушкин. Фото: pskgu.ru

О программе преподавания литературы в школе и учебнике литературы

1. Программа современной школы должна включать основательное обучение чтению и пониманию идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения, воспитание художественного вкуса.

2. Литературное произведение занимает определенное место в истории литературы, и его понимание требует знания исторического, литературного и в целом культурного контекста, в котором оно создавалось и оценивалось обществом. В свою очередь осмысленное изучение истории и других дисциплин гуманитарного цикла невозможно без знания художественной литературы. Поэтому программа начальных и средних классов школы до восьмого класса должна ориентироваться на изучение отдельных произведений, последовательность прохождения которых может соответствовать ходу исторического развития литературы. На этом уровне изучаются литературные произведения высокого нравственного достоинства, совершенные в художественном отношении, содержание которых доступно учащимся. Второй цикл – это курс на историко-литературной основе, он должен преподаваться в старших классах школы. Преподавание литературы в старших классах школы должно представлять ход историко-литературного процесса от возникновения славянской письменности до настоящего времени и включать элементы литературной критики текущей литературной продукции. При этом принципиально важно, чтобы все без исключения периоды истории русской литературы, литератур народов России и мировой литературы рассматривались последовательно, в позитивном плане как единый историко-литературный процесс. Особое внимание в курсе следует обратить на русскую литературу ΧΧ века в её смысловом и художественном единстве.

3. Преподавание литературы в школе требует не только высокого качества, но и единства принципов и содержания предметной и методической подготовки учителя и родителей. Поэтому линейка школьных учебников должна быть дополнена линейкой учебников и учебных пособий для педагогических вузов и самообразования. Поскольку школьная программа включает два цикла, то, соответственно, программа педагогических вузов на уровне бакалавриата готовит учителей младших и средних классов, а программа магистратуры готовит учителей старших классов.

4. Поскольку главная задача преподавания литературы в школе состоит в нравственном воспитании и формировании гражданского сознания учащихся, личность учителя словесности приобретает основополагающее значение. Профессиональная пригодность учителя литературы определяется критериями любви к детям, готовности посвятить жизнь целям образования, чистоты побуждений, честности, доброжелательности, трудолюбия, высокой духовной культуры, основательного знания предмета, методической активности и изобретательности. Только личный пример учителя в любых жизненных ситуациях создает авторитет предмета и побуждает учеников к занятиям. Преподавание литературы в школе требует, чтобы учитель был филологом – квалифицированным читателем, а учащиеся в первую очередь владели приемами медленного чтения художественного текста. Для этого необходимо научить учеников внимательному чтению, пониманию строения текста, навыкам воспроизведения в собственной устной и письменной речи предметного и идейного содержания литературного произведения. Поэтому написание изложений, сочинений, устное обсуждение литературных произведений, защита сочинений являются главными формами работы учащихся.

5. Чтение может быть домашним и классным, аналитическим и ознакомительным. Домашнее чтение предполагает определенное время, в течение которого ученик внимательно прочитывает литературное произведение таким образом, чтобы быть в состоянии пересказывать его содержание. Аналитическое чтение предполагает разбор на уроке текстов с подробным комментарием и обсуждением прочитанного фрагмента. Произведение должно изучаться в полном объёме, а не фрагментарно, что формирует мозаичную культуру. Кроме того, чрезвычайно важным компонентом преподавания литературы является заучивание наизусть стихотворных и прозаических произведений и декламация с обсуждением качества декламации в классе. Качество декламации является лучшим показателем усвоения содержания литературного произведения. Поэтому в состав программы следует ввести художественное чтение. Обучение художественному чтению не должно ограничиваться уроками литературы. В практику преподавания литературы должны быть включены вечера художественного чтения, конкурсы и другие формы внеклассной работы, как это делалось в 30-е – 80-е-годы ΧΧ века. Сегодняшний уровень художественного (выразительного) чтения учеников, студентов, как и уровень подготовки учителей-преподавателей, с очевидностью ставит вопрос о необходимости квалифицированного обучения навыкам художественного чтения, составляющего основную красоту русской речи – музыку русского слова. Из вышеизложенного следует, что программа педагогических вузов должна содержать написание изложений и сочинений, аналитическое чтение художественного текста и художественное чтение, потому что современный учитель сам плохо владеет техникой литературного чтения и в целом специфической физической культурой педагога: он скован в движениях, плохо владеет голосом и интонацией, у него недостаточно развиты память и речевая реакция.

6. Система школьных учебных руководств для начальных и средних классов должна включать значительный объём творческих заданий, аудиовизуальные компоненты, интерактивные компоненты в виде электронных курсов. В школах должны быть организованы интернет-кабинеты учителей, инструменты для проведения интернет-конференций по литературе, материалы реальных и интернет-экскурсий, дискуссионные интернет-клубы. Но использование интерактивных средств не должно заменять главное в преподавании литературы – знакомство с текстом художественного произведения в непосредственном контакте учителя и ученика.

7. В преподавании литературы важную роль играет отбор изучаемых произведений и интерпретация как отдельного произведения, так и историко-литературного процесса в целом. Отбор изучаемых в школе произведений должен основываться на его художественных достоинствах, нравственных качествах, позитивном пафосе. Основа воспитания – положительный пример, положительный образ.

Статья полностью

 

Источник: annushkinvi.ru

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»