«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Можно ли задать вопрос в предложение и продолжить его? Например: «Могли бы вы попробовать провести обмен, пожалуйста, дайте знать о результатах.» Или же нужно разделить это предложение в два?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. "С какого устройства оформляли заказ? Если с компьютера, отправьте скриншот расширений." Нужна запятая или все же тире после "компьютера"? "Использовались ли скидки? Если да, уточните какие именно?" Перед "какие именно" нужна запятая? Если можно, хотелось бы получить развернутый ответ.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, простыми словами, кто такой прокрастинатор. Спасибо!

  1. Главная
  2. Публикации

Холод, шапка-ушанка и медведь с балалайкой

Холод, шапка-ушанка и медведь с балалайкой. Именно так представляют Сибирь не только иностранцы и жители центральных и южных регионов России, но, как оказалось, и те, кто в Сибири проживает с рождения.

Всестороннему анализу концепта Сибирь посвящено исследование А. М. Литовкиной [Литовкина 2008], которое особенно интересно тем, что рассматривает на обширном языковом материале не только структуру концепта, но и его эволюцию. Одна из центральных идей работы - изменение представлений о Сибири в связи с историей её освоения. По мнению автора, формирование данного концепта по-настоящему началось только в XVII веке, и за три столетия наблюдался следующий путь его развития: от представлений о Сибири как о таинственной, богатейшей, населённой разными народами земле до «кладовой планеты», способной сохранить природные богатства Земли (XX-XXI вв.). 

Школьные программы отечественной истории и литературы, как правило, содействуют формированию подобных представлений. В связи с этим показалось интересным установить, какие представления о Сибири, сложившиеся в разные исторические эпохи, содержатся в языковом сознании молодежи. С этой целью в сентябре 2015 г. был проведен лингвистический эксперимент с участием студентов-первокурсников факультета начального, дошкольного и специального образования Омского государственного педагогического университета. Семидесяти трем студентам предлагалось в течение одной минуты написать все ассоциации, связанные со словом Сибирь. Этот эксперимент, называемый цепочечным, сравнительно редко используется учеными, поскольку может показать не столько реакцию на слово, сколько последовательную смену ассоциаций. Есть такой пример и в нашем материале, не случайно автор ассоциативного ряда использовал стрелки: Сибирь→ медведь→ животные→ собака→ друг→ верность→ характер→ доброта→  мир→ солнце→ жара→ лето→ юг. Очевидно, что механически учитывать компоненты этого ряда при подведении итогов нельзя, поскольку лишь первые компоненты - реакция на стимул Сибирь, а всё остальное - цепочка последовательно возникающих ассоциаций. Сразу же отметим, что такой яркий пример мгновенной утраты опоры на предложенное слово один, все прочие так или иначе связаны с представлениями о Сибири, причем наличие цепочки в некоторых случаях позволяет уточнить смысл многозначного слова. Так, в нескольких ответах упоминается ёлка, а находящиеся рядом упоминания новогоднего праздника позволяют утверждать, что речь идёт не столько о дереве, сколько о символе праздника. 

Проанализируем результаты эксперимента в сравнении с выводами упомянутой работы А. М. Литовкиной. Как свидетельствует проведённый ею анализ, одно из первых представлений о Сибири можно описать так: это богатый край, расположившийся на обширной территории. Данное представление, естественно, есть и у наших первокурсников, хотя оно не входит в число наиболее популярных ассоциаций. Так, только пять человек написали следующие слова: огромная, необъятная, простор, просторы необъятные, ископаемые. Кроме того, некоторые студенты конкретизировали отдельные понятия, связав их с полезными ископаемыми: газ, нефть, "Сила Сибири" и Газпром

В XVIII в. в структуре концепта Сибирь появляются такие компоненты, как "просвещение", "духовная жизнь", "радушие и щедрость сибиряков", "мощь", "красота природы" и в то же время "неизведанность", несущая "страх", "угрозу" и "погибель". Существование данных представлений обнаруживается и в нашем материале, причём количественно эта группа реакций значительно обширнее предшествующей: их больше ровно в три раза. Интересно, однако, то, что представления об угрозе жизни и здоровью появились только у трёх участников эксперимента и представлены следующими образованиями: горечь, смерть, испытание, тяжесть. В одном из ответов представления об испытаниях конкретизировались следующим образом: ОРЗ, грипп, насморк, ангина; ещё в одном ответе обнаруживаем реакцию язва, очевидно, связанную с особо опасной инфекционной болезнью - сибирской язвой

Однако из представлений о Сибири, сложившихся в период формирования национального языка, у испытуемых всё же преобладает другая группа реакций, которые связаны с красотой природы (18 % опрошенных): красота (9 ответов), красивое место, красивый пейзаж, завораживающие пейзажи, яркая осень. Встретились также слова, связанные с представлениями о духовной жизни и просвещении: дух, ум. Что же касается упоминаний о радушии жителей, то они практически отсутствуют: в полученном материале есть только один пример подобного плана - добрые люди, что же касается слов забота, верность, доброта, дружба и дружная, которые в какой-то степени отражают представления о жителях Сибири, то цепочки ассоциаций показывают, что это касается только тех людей, кого писавшие хорошо знают: их имена предшествуют данным словам. Иногда мысли о доброте вызывают воспоминание о четвероногих друзьях, как, например, в указанном выше случае: собака→друг→верность→характер→доброта. Чаще встречаются представления о силе духа или о физической силе человека, о его здоровье: сила (2), крепкое здоровье, стальной характер, мужество, а также грубость. Сибиряк в представлении вчерашних выпускников школ, таким образом, обладает завидным здоровьем, силой, но при этом грубоват, а доброту способен проявлять только по отношению к близким.

Представления о конкретных людях, связанных с Сибирью, продемонстрировало 27 % опрошенных, что немало, причём эти представления разнородны и часто связаны с конкретными личностями, например, с историческими деятелями или писателями (Ермак, Колчак, Достоевский), с популярными артистами (Маша Распутина), близкими людьми (Саша). Любопытно, что в этом же ряду оказались также фамилии Пушкин и Путин

Обобщённые представления о людях представлены следующими реакциями: люди, народ, сибиряки, сибиряк, сибирячка, мужик (2 ответа), мужик с топором, чукча. Последний пример - единственный случай обозначения жителя по национальности. И хотя само слово нация употреблено в одном из ответов, дальнейшего развёртывания ассоциативного ряда оно не вызывает, явно свидетельствуя о восприятии Сибири как многонационального края. 

В XIX столетии концепт Сибирь, по мнению Литовкиной, "прирастает" печальной темой ссылки и каторги. Изучавшие отечественную историю участники эксперимента дали на эту тему следующие реакции: ссылка (5 ответов), каторжники, декабристы. Кроме того, тема прошлого Сибири указанного исторического этапа отражена в таком слове, как переселение

XIX век - это время, когда освоение Сибири идёт гораздо интенсивнее, чем прежде, и на смену романтическим представлениям о "погибели" приходят гораздо более прагматичные и конкретные представления о сибирских морозах, суровости сибирского климата. Именно эти представления - ядро представлений о Сибири в сознании выпускников омских школ. Большая часть повторяющихся реакций характеризует Сибирь как холодное снежное место с коротким летом и долгой тёмной зимой. Первое место по частотности занимают упоминания о низкой температуре - холод и морозхолод (46 ответов), холодное лето, короткое лето, холодное место, холодильник, зябкость; мороз (22 ответа), сибирские морозы (17 ответов), ясные морозные дни, -35°.

Частотны также упоминания снега и иногда льда: снег (30 ответов), снегопад (5 ответов), иней (7 ответов), метель (2 ответа), вьюгиснежинка (2 ответа), сугробы (2 ответа), снега многолёд (3 ответа), ледник, наст. Самые упоминаемые цвета белый (6 ответов), а также синий (3 ответа) и голубой (2 ответа). Замыкают эту группу упоминания самого длинного времени года и его особенностей: зима (12 ответов), мрак (2 ответа), темнота, длинная ночь.

ХХ столетие становится временем, когда прочно укореняется представление о том, что Сибирь - это не чужбина, а часть России. Для участников эксперимента, которые родились и выросли в Омской области, Сибирь, конечно же, родина, и это отражено в следующих реакциях: родина (9 ответов), дом (9 ответов), Россия (6 ответов), РФкрай родной, часть Родины, я живу в Сибири.  Этот ряд ассоциаций расширяется также за счёт известных топонимов: Омск (12 ответов), Новосибирск (6 ответов), Иртыш (2 ответа), Байкал (2 ответа), а также посёлков Омской области: Тюкалинск, Кормиловка. Примечательно, что тема родины вызывала у испытуемых ассоциации с привычными бытовыми ситуациями, родственниками, историей семьи. Это показывает, например, часть следующей цепочки: Тюкалинск - магазин - подушка - дом - каша - мультиварка - реакция - "Сваты" - дедушка - война

Что касается восприятия Сибири как планетарной кладовой, своеобразной охранной зоны планеты, то в полученном материале не зафиксировано ни одной лексической единицы, которая показала бы наличие данного представления. Об особой роли Сибири никто не говорит, напротив, есть ряд настораживающих реакций, свидетельствующих о социальной неудовлетворённости: пустое место, ничего, глушь, глухомань, пустота, бедность.

В то же время полученный материал продемонстрировал безусловную важность для первокурсников некоторых естественнонаучных сведений. Прежде всего это материал, связанный с представлением о животном мире Сибири. Наиболее популярным оказался медведь (27 ответов), причём не обошлось без стереотипов: упоминался белый медведь (3 ответа), и даже медведь с балалайкой. Из других представителей фауны упомянуты заяц (5 ответов), волки (3 ответа, причём все упоминают это слово именно во множественном числе), олень (3 ответа), снегирь (3 ответа), лось (2 ответа), рысь (2 ответа), пушные звери.

Не менее важным оказалось упоминание лесных богатств Сибири: лес (16 ответов), тайга (11 ответов), упоминались также разновидности деревьев: сосна (3 ответа), ель (2 ответа), рябина, дичка.

Кроме того, для молодых людей важными оказались различные бытовые реалии, которые помогают выжить в суровых условиях сибирского климата. Самой популярной деталью гардероба оказалась шапка (6 ответов) и её вариант шапка-ушанка (5 ответов), далее следуют валенки (6 ответов), шуба (5 ответов), лисья шуба, куртка (3 ответа), пуховик (2 ответа), шарф (2 ответа), фуфайка, тулуп, шерстяные носки. Позволяют пережить долгую зиму баня (5 ответов) и горячий чай (5 ответов), а также печь, камин, тёплое одеяло. Тема приёма пищи вызвала воспоминания о варениках (3 ответа), хлебе (3 ответа), мороженом (2 ответа), печенье (2 ответа), пельменях, мясе, рыбе, холодце, соленьях, молоке. Что касается алкогольных напитков, то они представлены упоминанием водки (2 ответа) и пива "Сибирская корона".

Проведённый эксперимент показал, что представления о Сибири обусловлены не только личным опытом, но и культурно-историческими сведениями, полученными в процессе обучения в школе, причём последние иногда проявляются в виде стереотипов. 
Разумеется, результаты эксперимента требуют подтверждения на более объёмном материале, однако и эти скромные данные позволяют увидеть как историческую преемственность в восприятии Сибири, так и своеобразие представлений об этом крае у современного молодого поколения.


  • Литовкина, А. М.  Концепт "Сибирь" и его эволюция в русской языковой картине мира: от "Сибирских летописей" до публицистики 
  • В.Г. Распутина: Дис. ... канд. филол. н. Иркутск: ИГПУ, 2008. 204 с.
Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Институт Пушкина
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»