«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Расскажите про слово "беспечный", неужели беспечный - тот, у кого нет печки?

В основном - нужно обособлять? В основном я передвигаюсь на общественном транспорте.

Здравствуйте. Цитата из Грамматики -80.§ 1400. Вторичная имперфективация (переписать - переписывать) - это образование глаголов несов. вида с суф. -ива-/-ва-/-а3- от различных префиксальных глаголов сов. вида, мотивированных беспрефиксными глаголами несов. вида (префиксальные глаголы в последующем описании избираются для иллюстрации произвольно) < >3) С морфом -а3-: разрезать - разрезать, засыпать - засыпать, ввергнуть - ввергать, отозвать - отзывать, выгрести - выгребать, вырасти - вырастать, дожать - дожимать, выявить - выявлять, закипеть - закипать, прогнать - прогонять. Где в этих примерах морф аЗ? В слове рАЗрезать? А в других словах? не очень понятно. С уважением, Антон

  1. Главная
  2. Новости

Тотальный диктант. Спасите диктатора!

Читать текст Тотального диктанта не легче, чем писать его. Как поддержать диктатора, чтобы он успешно справился с задачей? Помогут наши рекомендации!

1. Перед диктантом нужно хорошо подкрепиться: у вас должны быть силы! Запаситесь водой, чтобы пить во время диктовки. Наденьте удобную одежду и обувь. Найдите точку опоры (кафедру, стол, конторку…), чтобы дать себе возможность иногда расслабить мышцы. Не переутомляйте голосовой аппарат перед диктовкой! Не пейте горячего и холодного!

2. Разомните мышцы перед чтением. Сделайте несколько упражнений для рук, груди, шеи (мягкие вращающие движения). Глубоко подышите. Сделайте несколько наклонов и приседаний.

3. Разогрейте артикуляционный аппарат. Вот несколько приемов:

  • произносите быстро, отчетливо и энергично сочетания типа ДИ-ДЭ-ДА-ДО-ДУ, заменяя согласный на М, Б, В, Р, Ц… Особенно тщательно проговаривайте те звукосочетания, которые вам обычно трудно даются;
  • пропойте эти же сочетания, растягивая гласные, наполняя их силой. Ваш организм должен настроиться, как инструмент: «загудеть», запеть;
  • произнесите несколько скороговорок (Купи кипу пик. Тетя чуть что - читает Тютчева. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветвях. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня. Раз дрова, два дрова, три дрова…).

4. Вспомните, как диктуют школьные учителя. Произносите слова отчетливо, не спешите, говорите достаточно громко и четко. Соблюдайте произносительные нормы русского языка.

5. Сначала вы медленно и выразительно читаете весь текст. Затем воспроизводите отдельные предложения. Участники приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано вами до конца. Предложение читается трижды: сначала целиком для понимания, затем по частям для записи, а после снова целиком для проверки.

6. Диктуя текст, выдерживайте равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. Не спешите. Наблюдайте за аудиторией: все ли справились, готовы ли продолжать. Предупреждайте о начале следующего предложения или нового абзаца (Следующее предложение. Следующее предложение с красной строки).

7. Когда будет записан весь текст, диктатор читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Участники окончательно выверяют написанное и сдают работы.

8. Вы справились! Можно приступать к раздаче автографов и фотографированию.

Всем удачи на диктанте!

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Институт Пушкина
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • Грамота ру