«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Как правильно написать чудо рыба?

Рецензия НА статью, О статье или К статье?

Добрый день! подскажите, нужна ли запятая перед словом также? "При выявлении фактов безбилетного проезда также осуществляется контроль за соблюдением Правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом."

  1. Главная
  2. Новости

НАДО, НУЖНО, МОЖНО – это очень сложно!

 По мнению молодых преподавателей РКИ, одна из самых сложных тем для иностранцев – употребление вида глагола в инфинитиве, особенно со словами надо, нужно, можно, должен. С чего стоит начать изучать данную тему?

С моей точки зрения, начать нужно с повторения основных значений несовершенного и совершенного вида. Как мы знаем, совершенный вид глаголов обозначает какую-либо ограниченность в протекании глагольного действия, а именно: законченность действия, начало или завершение действия, результативность действия и т.п. Из этих основных значений вытекает второстепенное значение однократности действия. Также следует отметить, что глаголы совершенного вида имеют только два времени - будущее и прошедшее, что также логично: результата в настоящем времени быть не может. Впрочем, у инфинитива нет значения времени, хотя, с моей точки зрения, нужно иметь в виду также показатель времени при употреблении глаголов в инфинитиве. Несовершенный вид  - грамматическая категория, выражающая действие в его течении, без указания на предел, границу. У глаголов несовершенного вида три времени: настоящее, прошедшее и будущее, что также вполне понятно.

Во-вторых, педагогу нужно знать, что со словами “надо”, “нужно”, “можно”, “должен” и “нельзя” могут употребляться инфинитивы и несовершенного, и совершенного вида, в зависимости от значения.

Начинать изучать любую грамматическую тему необходимо с подбора подходящих коммуникативных ситуаций, потому что грамматика гораздо лучше воспринимается вкупе с коммуникацией. Коммуникативные ситуации, подходящие для данной темы - “Просьба”, “Совет”, “Рекомендация”. Диалоги, которые можно разыграть в связи с данной темой - “Родители и дети”, “Учитель и ученики”, “Врач и пациент”, “Начальник и подчинённый”. Также можно использовать комиксы или сюжетные картинки, связанные с данными коммуникативными ситуациями.

Конечно, в данном случае основное значение инфинитива, употребляемого после вышеуказанных слов, - это значение однократности и многократности действия и законченности действия и его длительности. Таким образом, если мы говорим “Нужно пить воду каждый день”, то мы употребляем несовершенный вид, а если мы говорим “Нужно выпить воды”, то мы имеем в виду однократное конкретное действие.  То же самое применимо и к другим словам данного типа. Это значение понятно уже на уровне A2.

Тем не менее, на более высоких уровнях начинаются некоторые трудности. Например, в чём же разница между “Нужно ложиться спать” и “Нужно лечь спать”? Основное отличие заключается в том, что, когда мы употребляем глагол “ложиться”, мы имеем в виду действие, которое возможно или желательно в настоящем времени. Когда мы употребляем глагол “лечь”, то действие, скорее всего, относится к будущему времени, хотя, вероятно, и к ближайшему. Кроме того, глагол совершенного вида указывает не на желательность действия, а на конкретную цель.

Если же мы употребляем данные слова в отрицательных конструкциях, т.е. с частицей “не” - “не надо”, “не нужно”, “не должен”, в этом случае будет употребляться только инфинитив несовершенного вида - “Я не должен читать эту книгу”, нам никак нельзя сказать “прочитать” в данном предложении.

Со словом “нельзя” несколько иная ситуация. Если говорящий имеет в виду, что какое-либо действие нельзя совершать, потому что так не принято или запрещено, то в предложении будет употреблён несовершенный вид - “В комнату нельзя входить, там спит мама”. Если же имеется в виду физическая невозможность, то здесь употребляется как раз совершенный вид - “В комнату нельзя войти, у нас нет ключа”. Стоит отметить, что данное употребление вида вполне логично, т.к. в первом случае присутствует значение “так не делают никогда”, а во втором “этого нельзя сделать сейчас”.  Однако, даже в данном случае есть исключения. В русском языке есть глаголы, которые употребляются только в несовершенном виде - например, “дышать”. В этом случае мы можем употребить “нельзя” в обоих смыслах - в смысле запрета и в смысле физической невозможности. Например. во фразе “Нельзя дышать под водой” присутствует значение физической невозможности, однако употреблён несовершенный вид, т.к. у данного глагола нет совершенного вида.

Не стоит также забывать, что со всеми этими словами употребляется Дательный падеж, кроме слова “должен”, которое, как мы знаем, используется с Именительным (сравните: МНЕ нужно помыть посуду. Я должен помыть посуду).

Педагогам также необходимо отметить тот факт, что слова “нужно” и “надо” являются синонимами, однако “надо” больше используется в разговорной речи.

Безусловно, существует также список конструкций и глаголов, с которыми всегда используется инфинитив несовершенного либо совершенного вида. Например, несовершенный вид используется после:

  1. Глаголов, обозначающих начало, продолжение и конец действия, а также глагола “стать”: “заканчивать-закончить”, “начинать-начать”, “продолжать-продолжить”, “переставать-перестать” и др.
  2. Глаголов “уставать-устать”, “надоедать-надоесть”, “запрещаться”.
  3. Глаголов “учиться-научиться-разучиться”, “привыкать-привыкнуть”, “отвыкать-отвыкнуть”, “любить-полюбить”.
  4. Отрицательных конструкций - “не следует”, “незачем”, “лучше не”, “не советую”, “не хочется”, “достаточно”, “хватит”, “вредно” и пр.

При этом необходимо ответить, что все данные глаголы и конструкции либо связаны с отрицанием, либо обозначают процесс, либо “усталость” от повторяемости действия.

Совершенный вид используется после глаголов “суметь”, “забыть”, “успеть”, “удасться”. Отметим, что данные глаголы имеют значение результативности.

Употребление видов глагола в других конструкциях - например, с глаголами “хотеть”, “просить”, “советовать” - зависят от мнения говорящего. Например, “Я советую вам покупать продукты в этом супермаркете” значит, что это нужно делать всегда, а “Я советую вам купить продукты в этом супермаркете” значит, что это нужно сделать сейчас или сегодня.

Безусловно, не стоит забывать о практике. Упражнения на практику употребления видов в инфинитиве можно найти в таких пособиях как “Улучшим наш русский”, “A Living Russian Grammar”, “Чистая грамматика”. Разнообразные тесты есть в пособиях, связанных с подготовкой к ТРКИ-2 и ТРКИ-3, которые называются “Тесты, тесты, тесты”.

 

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"

 

Читайте также на нашем портале другие статьи автора.

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • День словаря
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру
  • Словари 21 века