«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Автобус затормозил и на остановку вышел невзрачный парень. Нужна ли запятая в этом предложении?

Вопрос очень простой, но вызывает сомнения. Название ягоды "ежевика" происходит от схожести ее с ежом. Но при этом корень данного слова -ежевик-. Название другой ягоды, земляники, обусловливается тем, что при созревании она лежит на земле. В разных редакциях словаря Тихонова в слове "земляничный" выделяются разные корни: -земл- и -землян-. Где, по-вашему, истина? И если корень -земл-, то почему в слове ежевика не -еж-?

Батарейки литивые или литиевые?

  1. Главная
  2. Новости

Найти предлог

Начинающие преподаватели РКИ интересуются, как объяснить разницу значений конструкций с предлогами благодаря + дательный падеж / из-за + родительный падеж), от + родительный падеж, из + родительный падеж, за + винительный падеж? Есть ли необходимость изучать всё многообразие этих конструкций?

Во-первых, следует отметить, что изучать данные конструкции, безусловно, стоит, т.к. они часто используются в разговорной и письменной речи. Они также важны для прохождения лексико-грамматической части экзаменов ТРКИ-2 и ТРКИ-3. Тем не менее, всё многообразие этих конструкций и их смысловые нюансы изучаются на уровне B2, раньше студенты обычно бывают не готовы к их освоению: перед ними стоят более “насущные” задачи - изучение падежей, видов глагола, наклонений и пр.

Однако ученики обязательно встретят наиболее частотные конструкции из этого списка, а именно словосочетания с предлогами “благодаря” и “из-за”, возможно, также “от” с родительным падежом. Если у студентов возникнет вопрос, в чём же заключается разница между конструкциями с предлогами “из-за” и “благодаря” на уровнях A2 или B1, то педагог может им это объяснить. Я выступаю против категорических ограничений в объяснении грамматики, считая, что преподаватель должен руководствоваться вопросами целесообразности. Если студентам интересен какой-либо вопрос, если он соответствует теме и коммуникативным задачам урока, преподаватель может предложить студентам объяснение, подходящее для их уровня владения языком.

Во-вторых, давайте проанализируем данную тему и подумаем, с какими коммуникативными ситуациями могут быть связаны данные конструкции. В большинстве случаев они выражают причину и могут быть связаны с темами “Характер”, “Эмоции”, а также, к примеру, “Биография”.

Конструкция “благодаря + дательный падеж” отличается от конструкции “из-за + родительный падеж” тем, что она выражает причину, приводящую к благоприятным последствиям. Предлог “благодаря” используется с существительными в дательном падеже, а также в конструкции “благодаря тому что”, после которой идёт отдельное предложение:

Я поступил в университет благодаря родителям.

Я поступил в университет, благодаря тому что родители поддержали меня.

Антонимом конструкции “благодаря тому что” является конструкция “из-за того что”. Сочетание “из-за + родительный падеж” выражает причину, приводящую к негативным или нежелательным последствиям.

Я не поступил в университет из-за болезни.

Я не поступил в университет из-за того, что долго болел.

Обычно эти две конструкции даются “в одной связке”, т.к. они являются антонимичными и запоминаются лучше именно таким образом. Преподавателю необходимо предложить большое количество упражнений на разграничение данных конструкций. Также можно создать вместе со студентами ментальную карту с возможными словосочетаниями с предлогами “из-за” и “благодаря”. В конце урока можно предложить студентам ситуации, в которых они должны будут использовать данные конструкции, например, задания по составлению диалогов или небольших историй. Безусловно, целесообразно сразу отметить, что один предлог употребляется с дательным падежом, а другой - с родительным.

Конструкция “от + родительный падеж” употребляется в тех случаях, когда причиной является внутреннее состояние человека, приводящее к непроизвольным действиям. Например, “Девочка заплакала от испуга”. Именно это значение данной конструкции студенты часто путают с основным значением конструкции “из + родительный падеж”, которая обозначает причину, побуждающую человека к сознательному действию. Таким образом, в первом случае речь идёт о непроизвольном действии, а во втором - о сознательном, отметим это. Например, “Я не стала его спрашивать о семье из вежливости”. Здесь говорящий совершает (или, точнее, не совершает) определённое действие вполне сознательно, по понятным ему самому причинам.

Конструкция “от + родительный падеж” имеет и другие значения. Например, в том случае, когда причиной являются внешние условия, приводящие к изменению физического состояния человека - “Он дрожал от холода”. В другом случае причиной могут являться природные явления, влияющие на внешний мир - “Все листья опали от сильного дождя”.

Вероятно, стоит обратить внимание студентов на то, что у нас есть также конструкция “с/со + родительный падеж”, синонимичная конструкции “от + родительный падеж”, но она свойственна разговорной и эмоционально окрашенной речи - “Он чуть не умер со страху, подумав, что увидел привидение”. Однако данная информация пригодится только студентам уровней B2 и выше.

Помимо этого, в русском языке есть распространённая конструкция “по + дательный падеж”, которая означает причину непреднамеренных действий субъекта. Нередко причиной данных действий служат черты его характера (обычно отрицательные). Интересно, что та же самая конструкция употребляется в совсем другом значении, когда причиной действия является побуждение другого лица.

Я уронила вазу по неосторожности.

По совету родителей Саша поступила на экономический факультет МГУ.

При введении предлога “по” в значении причины у студентов обычно начинают возникать вопросы, связанные с разграничением конструкций “из-за + родительный падеж”, “из + родительный падеж” и “по + дательный падеж”.

Если мы сравним фразы “По невнимательности он забыл выключить кран” и “Из-за его невнимательности мы затопили соседей”, то мы увидим, что в первом случае у нас только один субъект, а во втором - два. И, конечно, логично в данном случае употребление местоимения “его”. Конструкция “из + родительный падеж” используется в тех случаях, когда действия субъекта осознанны, а конструкция “по + родительный падеж” - когда действия субъекта непреднамеренны.

Конструкция “за + винительный падеж” выражает причину действия, обозначенного глаголом. Она используется с такими глаголами как “уважать”, “любить”, “ругать”, “ценить”, “благодарить”, “сердиться”, “увольнять” и пр. С предложениями используется конструкция с союзом “за то что”.

На работе его ценят за ответственность и трудолюбие.

На работе его ценят за то, что они ответственный и трудолюбивый.

Как мы видим, материал достаточно объёмный, в нём содержится много смысловых и грамматических нюансов. Поэтому обычно предлоги даются парами для того, чтобы разграничить их значения, а затем мы уже переходим к следующему этапу, который содержит упражнения на разграничение всех конструкций. При этом, безусловно, стоит обратить особое внимание на те конструкции, которые могут вызвать трудности у студентов: разграничения конструкций с предлогами “благодаря” и “из-за”, с предлогами “из” и “от”, с предогами “из-за”, “из” и “по”. Нужно специально отрабатывать также и использование трёх разных падежей с данными конструкциями: дательного (с предлогами “благодаря” и “по”), родительного (с предлогами “из-за”, “из”, “от”, “с”) и винительного (с предлогом “за”). После большого количества упражнений необходимо давать студентам более сложные финальные задания: составление диалогов с предложенными преподавателем ситуациями (они будут связаны с темами “Биография”, “Эмоции”, “Характер”), составление коротких историй, описание картинок, например, из виммельбухов и пр.

Наконец, упомянем, что в книгах “Трудные случаи русской грамматики”, “A Living Russian Grammar” и “Чистая грамматика” содержится большое количество упражнений по данной теме.

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ".

 

Читайте также на нашем портале другие статьи автора.

 

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Институт Пушкина
  • Грамота ру
  • Словари 21 века