«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Как понять слово "белокипенный"? Что это означает?

Как правильно произнести количество (семисот или семиста и т. д.)? Число оздоровившихся к августу 2016 года достигло 748 человек.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении: "Раскраснелся как подросток"?

  1. Главная
  2. Новости

Нам песня русский учить помогает

Песня на уроке – это передышка и развлечение? Не только! О том, как можно эффективно использовать песни в преподавании русского языка как иностранного, расскажет наш эксперт.

Некоторые педагоги часто говорят о том, что используют песни для того, чтобы студенты немного передохнули, чтобы они не теряли мотивацию и концентрацию на уроках, особенно когда речь идёт о длинных занятиях и грамматическом материале. Тем не менее, данная функция - лишь одна из многих функций песен в преподавании РКИ и иностранных языков. Итак, в чём же, с нашей точки зрения, заключается ценность песенного материала для уроков? Давайте рассмотрим основные аспекты и характеристики песен как учебных материалов, которые могут нам пригодиться.

  • Фонетический аспект. Как мы знаем, в песнях все звуки поются, слышно звучание всех гласных и согласных, если подобран подходящий материал. Песни на практику фонетического аспекта можно использовать в том числе и в начале обучения, а именно во время вводно-фонетического курса, если таковой имеется. В этом случае подойдут медленные, “протяжные” песни, например, “Ой, мороз, мороз” или “Степь да степь кругом”, а также русские романсы.
  • Аудирование. С помощью песен преподаватель может создать прекрасные упражнения на практику аудирования для студентов разных уровней. Несмотря на то, что поём мы реже, чем говорим, т.е. упражнения на аудирование в виде песен нельзя заменить на упражнения в виде живой звучащей речи, но задания на практику слушания на основе песен представляют собой “затруднённое” аудирование, т.к. слова, словосочетания и предложения не звучат в их естественном виде. Это тренирует слух студентов и позволяет им затем без труда выполнять обыкновенные, более простые упражнения на аудирование.
  • Лексико-грамматический аспект. Важнейшую роль играют тексты песен, которые преподаватель обязательно должен тщательно отбирать, чтобы они соответствовали основной лексико-грамматической теме урока и помогали студентам осваивать данную тему.
  • Лингвострановедческий аспект. Песни - прекрасный лингвострановедческий материал. Сами мелодии песен уже содержат в себе важнейший страноведческий элемент, поэтому песни можно использовать уже на первых уроках, чтобы студенты услышали некоторые традиционные русские мелодии. В текстах песен содержатся разного рода культурные элементы (как более глубинные, так и лежащие на поверхностности), например, названия улиц, городов, рек; в текстах песен сообщается о чувствах героев, есть и традиционные, общие для разных народов сюжеты песен. Также по песням можно проследить и эпоху: песни сталинской эпохи кардинальным образом отличаются от песен «оттепели» и т.д. Важен и набор песен: есть песни, которые известны почти всем жителям России, например, “Песня крокодила Гены” или “Тёмная ночь”. Об этом и наши студенты, безусловно, также должны узнать. В песнях есть определённый набор цитат, которые используются в разговорном русском языке (возьмём, к примеру, такие песни, как “Ромашки спрятались, поникли лютики”, “Травы, травы” и пр.). Присутствуют также устойчивые ассоциации “песня-фильм”, как в случае с узнаваемыми текстами “Если у вас нету тёти” или “Песня мушкетёров”. Не стоит забывать и об исполнителях песен, это тоже большой и важный культурный пласт. Именно поэтому, перед тем как начинать слушать песню, стоит кратко рассказать студентам о её исполнителе.
  • Видеоряд. Сейчас у преподавателей появилась возможность показывать студентам музыкальные видеоклипы. Они важны по нескольким причинам: студент может видеть исполнителя и то, как он поёт; в клипах также есть большое количество страноведческих элементов; сам факт просмотра клипа мотивирует студента; визуальный аспект позволяет лучше запомнить исполнителя и композицию.
  • Тексты песен. Представляют собой литературную ценность, если речь идёт о “стоящих” текстах, например, текстах бардов. В этом случае студенты уже смогут анализировать текст и обсуждать его. В текстах песен, как и в текстах стихов, есть ритм и рифма, немаловажные с фонетической точки зрения, а также ориентированные на запоминание студентами определённых частей текста, что может пригодиться им в дальнейшей работе.
  • Мотивация студентов. Песня в качестве упражнения обычно в корне отличается от “обычных” лексико-грамматических упражнений. Благодаря песням студенты смогут взглянуть на лексику и грамматику русского языка под другим углом.

К подбору песен для уроков преподавателю нужно подходить не только с умом, но и с педагогическим чутьём. Тексты песен должны усложняться с повышением уровня студентов. Например, для студентов продвинутого уровня нужно отбирать тексты с устойчивыми сочетаниями и фразеологическими оборотами, а также тексты, которые могут склонить студентов к дискуссии (например, “Разговор в поезде” группы “Машина времени”). Особое внимание нужно обращать не только на соответствие текста песни уровню студента, но и вписанность определённой песни в план и тему урока. Например, если мы проходим глаголы движения, то можно использовать песню “Весеннее танго” Никитиных. Песню можно включить в начало определённой темы, предваряя её, а можно, наоборот, завершить, закрепить тему песней. Можно и не привязывать песню к теме урока, а использовать её в качестве передышки, но при этом студенты всё равно должны узнавать что-то новое для себя. 

Важна и повторяемость элементов в тексте песни, и их вариативность. Например, если вы проходите возвратные глаголы, то вам, возможно, подойдёт песня “Голубой вагон”. Тем не менее, вариативность форм возвратности в ней представлена не очень удачно.
Необходимо иметь в виду и некоторые технические характеристики: качество аудио и видео, чёткость произношения, темп. Естественно, с повышением уровня студентов, темп исполнения может нарастать. 

Текст песни должен быть логичным, понятным, должен вызывать у студента определённые эмоции. В этом отношении лучше использовать старые песни или их современные версии. Я стараюсь использовать современные обработки старых песен, например, два альбома Максима Леонидова “Папины песни” и “Давай закурим”, некоторые песни Валерия Сюткина, песни группы “Кватро”, хора Турецкого, ВИА “Пролетарское танго”, а также телевизионных программ “Две звезды” и “Достояние республики”, в которых всегда присутствуют субтитры к песням на русском языке. Дополнительно ещё можно упомянуть шоу “Голос” в качестве смешанного упражнения на аудирование: песня + речь, обсуждение песни. Безусловно, вы должны будете подобрать подходящие отрывки песен именно на русском языке. Студенты также смогут обсудить исполнение, организовать дискуссию.

Бывает и так, что некоторые студенты негативно относятся к песням в качестве упражнений, другим не нравятся детские песни. Возможно, таким студентам нужно пойти навстречу, особенно если речь идёт о частных уроках. Безусловно, если у вас есть только один час в неделю со студентом, то вы не будете постоянно использовать песни.

 Задача преподавателя - собрать коллекцию песен для своих уроков. Целесообразно создать таблицу, в которой указывается название песни и имя исполнителя, уровень, на котором эту песню можно слушать со студентами, а также ценность песни по некоторым параметрам, например: "Грамматика", "Лексика", "Коммуникация и организация дискуссии", "Лингвострановедение". По лексическим темам песни подобрать не так просто, т.к. количество тем, о которых поётся в песнях, ограничено, зато есть большое количество песен по темам, связанным с временами года, характером человека, чувствами, животными и пр.

Преподавателю обязательно нужно контролировать количество незнакомых слов в текстах песен. Если их не очень много, то они могут даваться преподавателем рядом с текстом или перед ним с переводом на язык-посредник или с толкованием на русском языке.

Приведём некоторые примеры конкретных упражнений, связанных с работой с песнями и текстами песен на уроках:

  • Студентам предлагается текст с пропущенными словами, которые нужно вписать в текст. Пропусков не должно быть слишком много, они не должны идти друг за другом. Пропущенные слова должны быть связаны с темой урока.
  • Преподаватель также предлагает пропуски, но предлагает студентам выбрать правильное слово из нескольких схожих вариантов.
  • После прослушивания песни преподаватель предлагает придумать ей название, а настоящее название даёт студентам только потом. Или наоборот - дать название песни, а студенты могут сделать предположения о её содержании до прослушивания самой песни (для студентов среднего и продвинутого уровней).
  • Строфы или строки в тексте перепутаны. Нужно их правильно “сложить” в текст.
  • Дать студентам текст песни с ошибками, во время прослушивания студенты должны исправить эти ошибки. Студенты могут сначала подчёркивать “неправильные” слова.
  • Перевод песни на родной язык. Конкурс переводов. Можно дать в качестве домашнего задания.
  • Дописать ещё одно четверостишие с рифмой и спеть его, записать видео. Творческий конкурс.
  • Организация “дня караоке”. Для работы в группе.
  • Поиск информации об исполнителе. Доклады.
  • Прослушивание песни, вопросы по тексту. Организация дискуссии.
  • Студентам можно дать текст песни до её прослушивания и попросить угадать некоторые слова, особенно те, которые связаны с рифмой. Они также могут выбрать эти слова из нескольких вариантов.
  • Дать студентам текст песни с лишними словами. Они должны их вычёркивать при прослушивании.
  • При прослушивании песни студенты рисуют картину по песне, а затем объясняют в группах, что они нарисовали.

Существует немало уже готовых ресурсов, посвящённых песням, к которым вы можете обратиться, готовясь к уроку, или если вам будет необходим план работы с песнями для занятий:

  1. Книги с упражнениями на основе песен - “Русский рок и русская грамматика”, “Споёмте, друзья”, “Русские песни на уроке”, “Не фонетика - песня”.
  2. Проект Воронежского университета “Русский язык в песнях”.
  3. Проект “Rocking Russian”.
  4. Сборник русских песен с упражнениями.

Итак, песенный материал с разных точек зрения может быть так же полезен для уроков, как и традиционные упражнения из учебников. Тем не менее, для того чтобы он работал, преподавателю нужно отнестись к нему ответственно и соблюсти ряд методических рекомендаций, о которых шла речь в статье, а именно - иметь в виду уровень и интересы студентов, лексико-грамматическую и коммуникативную тему урока, учитывать некоторые технические характеристики, качество и понятность самого текста песни и пр. Мы все знаем, как важно, чтобы студенты хорошо усвоили материал, чтобы они были мотивированы. Хороший педагог вместе с песней, безусловно, справятся с этой задачей!

Автор: Амлинская Юлия, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

Другие статьи автора здесь.

 

Читайте также об использовании песен на уроках РКИ статью Учись и пой!

 

Проверка слова Все сервисы
  • Институт Пушкина
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря
  • Словари 21 века