«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

За столом сидели мальчики Саша и Паша и девочка Аня. Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед словом девочка

Как правильно: с Новым годом или с Новым Годом?

В предложении "Дом требует ремонта" какое сказуемое? Простое или СИС?

  1. Главная
  2. Новости

В таком виде?

СВ или НСВ? О том, как преодолеть трудности в изучении видов глагола иностранными студентами, рассказывает наш эксперт в области преподавания русского языка как иностранного.

Вид глагола - сложнейшая тема русского языка, которая вызывает большие трудности у студентов любого уровня - во-первых, потому, что данная грамматическая категория отсутствует во многих языках, во-вторых, потому, что данная категория требует предварительного (и иногда длительного) размышления (выбор глагола определённого вида - выбор формы глагола - выбор времени).

Наконец, данная тема многогранна и включает в себя много подтем (разные времена и наклонения). Проблема решается постепенной подачей информации и большим количеством упражнений, в том числе упражнений на понимание, а именно - на анализ употребления тех или иных форм. Кроме этого, понятие вида не существует без контекста, поэтому мы должны предложить студентам разнообразные контексты использования видов. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что иногда у студентов уровней B1 и выше появляется “языковое чутьё” в отношении видов, особенно если они до этого много читали, слушали и общались с носителями языка, студенты инстинктивно выбирают правильную форму. Отметим также, что, в случае с видами глагола, правильное объяснение преподавателя имеет ключевое значение.

Какие же трудности возникают у студентов и как преподавателю их решить?

  • Непонимание самого смысла существования видов. С самого начала преподаватель должен чётко объяснить, зачем нам нужны виды. На начальных уровнях иногда целесообразно сравнить виды глагола с различными временами родного языка студентов. Можно также использовать иллюстративный материал - преподаватель иллюстрирует длительность действия и его результат, его однократность и повторяемость. К тому же не стоит давать сразу все значения видов.
  • Студенты путают глаголы, не помнят, какой глагол СВ, а какой НСВ. Особенно часто это происходит с глаголом “покупать-купить”, т.к. в данном случае глагол с приставкой является глаголом НСВ, а без приставки - СВ. В данном случае нужно давать больше упражнений на тренировку данных глаголов. Ту же самую ситуацию мы наблюдаем с глаголами “брать-взять”.
  • Студенты не понимают, почему, когда мы спрашиваем о жизненном опыте в прошедшем времени, мы употребляем НСВ. Это употребление НСВ не совпадает с употреблением времён в родных языках студентов, поэтому вызывает большие трудности: “Ты смотрел этот фильм?” - “Ты посмотрел этот фильм?”. В данном случае стоит обратить внимание студентов на то, что, когда мы говорим о жизненном опыте, о том, делали мы что-нибудь когда-либо в жизни, мы употребляем НСВ. Можно “привязать” эту тему к коммуникативной теме “Увлечения”.
  • Студенты не понимают значения аннулированности результата. Например: “Кто открыл окно?” - “Кто открывал окно?” В данном случае хорошо помогает иллюстративный материал и стрелки (как в случае с глаголами движения) “только туда” и “туда и обратно”. Стоит также указать, с какими глаголами употребляется данное значение - “брать-взять”, “открывать-открыть”, “закрывать-закрыть”, “давать-дать”, “класть-положить”,  глаголы движения.
  • У студентов возникают трудности с употреблением повелительного наклонения в отрицательных предложениях. Например, “Не забывай меня” - “Не забудь ключи дома”. Нужно обратить внимание студентов на то, что СВ в повелительном наклонении употребляется в значении предостережения только с определёнными глаголами: забыть, потерять, опоздать, упасть, поскользнуться и пр. В данном случае очень хорошо “работают” диалоги, связанные с описанием определённых ситуаций.
  • У студентов возникают трудности с употреблением “вежливого” повелительного наклонения. Какая разница между “Сядьте” и “Садитесь”? Нужно объяснить, что в ряде глаголов НСВ в императиве НСВ используется в значении вежливости: “садитесь”, “проходите”, “раздевайтесь”, “одевайтесь”, “наливайте”, “берите” и пр. Хорошие коммуникативные ситуации для практики данного значения - “В гостях” и “У врача”. 
  • У студентов возникают трудности с употреблением конструкции с “нельзя”. “Нельзя+НСВ” - запрет, “нельзя+СВ” - физическая невозможность. В данном случае внимание студентов нужно обратить на то, что здесь НСВ связан с тем, что “нельзя никогда”, а “СВ” - что нельзя сейчас, временно.
  • Употребление инфинитивов НСВ и СВ после определённых глаголов и конструкций. Например, мы используем НСВ после глаголов, связанных с процессом - “начинать-начать”, “заканчивать-закончить”, после глаголов “уставать-устать”, надоедать-надоесть”, “учиться-научиться-разучиться”, “привыкать-привыкнуть” и пр., т.к. само значение этих глаголов и конструкций связано с частотностью, студентам это нужно дать понять. Глаголы “суметь”, “успеть”, “удасться” употребляются с инфинитивами СВ, т.к. само их значение связано с результатом.
  • Отрицательные конструкции и конструкции, связанные с прекращением действия. После них мы обычно употребляем НСВ - “не надо, не нужно, незачем, хватит, вредно” и пр. Почти всегда отрицательные конструкции связаны с употреблением НСВ, есть только некоторые исключения, в частности, употребление глаголов СВ в императиве в значении предостережения.

К каким пособиям обратиться преподавателям и студентам?

Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

 

Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ.

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру