«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

ВУЗов, ВУЗОВ или вузов? Как верно написать это слово?

Здравствуйте! Как правильно написать "Созвездие большого пса"?

Почему "я надел на неё голубое платье"? Разве не "я одел на нее голубое платье"?

  1. Главная
  2. Новости

Увлекательное чтение

Как сделать работу над текстом интересной и разнообразной? Наш эксперт в области РКИ раскрывает несколько профессиональных секретов, предлагая двадцать разных способов для организации системы послетекстовых заданий.

К сожалению, иногда послетекстовая работа на уроках РКИ сводится к вопросам по тексту и пересказу. Постоянный и повторяющийся набор упражнений приводит к тому, что студенты изначально знают, что они будут делать, преподаватель тоже это знает. Тем не менее определённая повторяемость на уроках нужна: после текста студенту необходимо проделать серьёзную лексико-грамматическую работу.  Но абсолютная предсказуемость на уроках русского языка как иностранного и иностранных языков обычно утомляет. Во-первых, скука неизбежно приводит к потере мотивации не только к чтению, но и к изучению языка. Во-вторых, достаточно опасно тренировать те же навыки и умения из урока в урок, ведь в данном случае речь не идёт ни о коммуникативности, ни о спонтанной речи, ни о практике разных видов речевой деятельности, ни о работе в группе. Получается, опасность грозит нам и с методической, и с психологической точки зрения, и она вполне может обернуться катастрофой… 

Задача преподавателя, работающего с художественными и научно-публицистическими текстами, - разнообразить свои уроки, не забывать о разных видах речевой деятельности, использовать элементы визуализации и лингвострановедения. Для этого необходимо использовать разные приёмы и материалы.

Понятно, что легче всего связать чтение с говорением и письмом. Однако делать это можно разными способами. В нашей статье мы предлагаем вам двадцать разных способов для организации системы послетекстовых заданий.

  1. Пересказ текста своими словами. Пересказ текста с точки зрения одного из персонажей. Пересказ текста с точки зрения стороннего наблюдателя (можно распределить интересные роли в группе). Интересны тексты с развитым сюжетом - например, приключения или детективы.
  2. После чтения текста статьи студенты ищут статьи или заметки по той же теме для обсуждения в классе или для написания сочинения по теме с анализом различных точек зрения авторов. Они также могут заняться поиском иллюстративного материала для докладов или сочинений.
  3. Преподаватель показывает студентам фотографии или иллюстрации, часть которых каким-то образом связана с текстом. Студенты должны определить, какие это фотографии или иллюстрации, и объяснить их связь с текстом. В качестве домашнего задания они могут найти к тексту дополнительные иллюстрации и объяснить, почему они их выбрали.
  4. Составление ментальной карты, связанной с текстом. Ментальная карта поможет ученикам понять основную идею текста, какие в нём есть персонажи, описания и сюжетные ходы, какова точка зрения автора. Нередко важна и структура текста, например, когда речь идёт о статье или репортаже.
  5. Написать тот же самый текст с точки зрения других людей (преподаватель распределяет роли). Это может быть статья или сюжетный текст. Продолжение может быть предложено студентами в виде аудиофайла.
  6. Написать письмо автору текста, выражая своё мнение о тексте и варианты его начала или окончания.
  7. Написать краткое содержание прочитанного рассказа в рекламных целях (аннотацию, которую мы обычно читаем на обложке книги). Это очень полезное задание, позволяющее студентам в сжатой форме выразить основные идеи произведения и выделить более или менее значимые детали.
  8. Ролевая игра. Преподаватель выбирает нескольких персонажей из текста и просит студентов составит диалог между данными персонажами (не из текста, а составленный ими самими).
  9. Лексика. Перефразировать некоторые предложения из текста. Поменять некоторые слова на синонимы, изменив синтаксические конструкции. Найти слова-связки и понять, каким образом они организуют текст.
  10.  Лексика. Студенты работают в группах или парах, предлагая товарищам сложные лексические единицы из текста. Задача второго студента - дать определение данной лексической единицы или употребить её в контексте.
  11.  Написать сценарий, основанный на сюжете рассказа.
  12. Создание линии времени (“таймлайна”) по сюжетному рассказу, если в нём много событий. Можно создать ленту времени в онлайн-формате с использованием иллюстраций.
  13. Студенты меняют одну из сцен рассказа, работая в мини-группах. Они могут это сделать, в частности. с помощью одного из сервисов, связанных с совместным написанием историй - Storybird, Inklewriter.
  14.  Полностью переписать статью или рассказ (можно в разных жанрах).
  15. Создание комиксов на основе текста, работа в группах. Комиксы можно рисовать от руки или в сервисе StoryBoardThat.
  16.  Создание студентами опросов на основе прочитанной статьи, которые они могут предложить друг другу и даже преподавателю.
  17.  Придумать новое название текста. Придумать название текста, которое отсутствует (его удалил преподаватель). Найти смысловую ошибку в названии текста. Объяснить свой выбор.
  18.  Характеристика персонажей текста. Можно использовать ключевые слова и фразы, предложенные преподавателем. На основе данной характеристики можно создать ментальную карту.
  19.  Вопросы по тексту задают друг другу студенты. Так мы достигаем наибольшей вовлечённости класса, что особенно актуально при онлайн-работе.
  20.  Тесты и вопросы, связанные с содержанием текста. Заполнение пропущенных слов в тексте, связанном с прочитанным текстом. Переход от “формальной” информации к анализу текста. Вопросы типа “множественный выбор” или “верно-неверно”. Найти ошибки в пересказе текста, предложенном преподавателем.

Дорогие коллеги, что бы вы добавили к данному списку? Какими упражнениями вы уже пользуетесь?

 

Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

  Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ

Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир