Глагол «кичиться» известен давно, но до сих пор не утратил актуальности и активно используется в речи. Каково его происхождение и значение? Что роднит его с существительным «кичка», обозначающим женский головной убор?
Изображение: istockphoto.com. Автор: Khosrork
Толковые словари характеризуют слово кичиться так: «выставлять своё превосходство перед другими, держаться высокомерно перед кем-то». В литературе есть немало примеров употребления данного глагола: «Генерал никогда не кичился ни званием, ни происхождением…» (Б. Васильев); «Особенно же кичилась она высокой своей нравственностью» (В. Маканин).
В. Даль определял гл. кичиться следующим образом: «напыщаться, гордиться; ставить себя, заслуги, достоинства свои выше должного» (Не кичись, лучше в ножки поклонись!). Приведены у Даля и производные: кичливость, киченье («надменность, гордость»), кичливый («высокомерный и самоуверенный»), кичень («гордец, надменный человек»).
«В уездном городе прежде всего опротивел Петру Ивановичу напыщенный, кичливый, важный наружно, но в сущности ничтожный, пустой и бездельный чиновнический мирок…» (Г. Успенский).
Интересно, что значение «хвастаться, гордиться» является для кичиться вторичным. Согласно этимологическим источникам, слово заимствовано из старославянского языка, где оно является возвратной формой к кычити. В свою очередь кычити – это производное от кыка (кика), что в диалектах и древнеславянском языке имело значение «волосы на голове, хохол, вихор», а если речь идет о женской прическе, то кичка – это аналог пучка. Этимолог Н. Шанский указывал: букв. кичиться – «украшать себе голову чем-либо» (чубом, косой, пучком, повязкой или головным убором). Не удивительно, что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина голову кичливой старухи, временно пребывающей в образе столбовой дворянки, украшает именно кичка:
«… стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею…»
У М. Фасмера находим разницу между кикой - «женским головным убором в виде кокошника», и кичкой – «холщовым остовом кокошника». В зависимости от мест бытования этого женского головного убора существовали различия в его крое и внешнем виде, что нашло отражение в словаре В. Даля, где сущ. кичка имеет следующее определение: «унизительное, бабий головной убор, с рогами». Со временем слово кичка обрело новую семантику - «праздничный головной убор замужней женщины, полностью скрывающий волосы».
Важно отметить, что в известном призыве «Сарынь на кичку!» под кичкой подразумевается не головной убор, а омоним со значением «перекладина на носу судна, сам нос; выкорчеванное дерево». Считается, что выражение является возгласом волжских разбойников, по которому все находившиеся на судне должны были ложиться на кичку (возвышенную часть судна) и лежать, пока идёт грабёж. Сарынь же – это «толпа, сброд», производное от древнерусского сара, саръ – «матросы на кораблях». Л. Брик вспоминала, что В. Маяковскому нравилось раннее стихотворение Василия Каменского «Степан Разин», где рефреном звучал разбойничий призыв: «Сарынь на кичку,/ Ядреный лапоть/ Пошел шататься по берегам./ Сарынь на кичку./ Казань — Саратов./ В дружину дружную/ На перекличку,/ На лихо лишнее врагам./ Сарынь на кичку./ Бочонок с брагой/ Мы разопьем/ У трех костров./ И на приволье волжском вагой/ Зарядим пир/ У островов…»