«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Приветствую вас! 1. Подскажите, пожалуйста, в каких случаях правомерно использование знака слеша (косая черта) в публицистических и научных текстах, желательно с примерами. Кажется, при употреблении дихотомий постановка данного знака возможна, а когда еще? Просматривая ваши ответы другим пользователям, увидел, например, в тексте "д/з", хотя до этого был уверен, что обозначается как "ДЗ" или на худой конец "дз", но никак не со слешем. 2. "Ну казалось бы, что в этом такого?", "Уж казалось бы, что здесь не так?" – не нужна запятая после "ну" и "уж"? 3. "Я пойду туда и так, но если ты пойдешь со мной, мне будет не так страшно" – запятая перед "если" нужна? "Это редкий случай, но если хотите, я о нем поведаю" – а здесь? 4. "Меня интересует, какие у заболевания симптомы и, главное, как быстро человек выздоравливает" – нужно ли выделять "главное" запятыми в данном случае? (В принципе запятые правильно расставлены во фразе, перед "и" ведь не должно быть?) А если второй вариант: "Какие у заболевания симптомы? И главное, чем его лечить?" – тут нужна запятая между "и" и "главное"? Наконец, третий вариант и тот же вопрос: "Чтобы стать каскадером, нужно быть сильным, выносливым и, самое главное, ловким" – правильно оформлено? Похожая ситуация, кажется, наблюдается со словом "единственное: "Ваше эссе в целом производит хорошее впечатление, единственное нужно обратить внимание на разбиение на абзацы". 5. Немного про цифры. Если предложение начинается с даты, ее так и прописывать цифрами? "1941 год – год начала Великой Отечественной войны"? А если предложение такое: "Двадцать второго июня 1941 года началась Великая Отечественная война" – дата правильно указана, или 22 июня в таком случае цифрами нужно передать? И последний момент: "Обычно я получаю зарплату 15-го числа" – это же правильно, что "-го"? Заранее огромное спасибо!

Какое правильное ударение в слове "симметрия"?

Кочерёжка или кочерыжка?

  1. Главная
  2. Публикации

Публикации

  • Один из самых сложных блоков правил школьной программы по русскому языку связан с раздельным или слитным написанием НЕ с разными частями речи. Остановим внимание на основных принципах раздельного написания.

  • ​​​​​​​В русском языке ударение играет важную роль. Оно не только фиксирует нормативные варианты произношения, но и определяет разницу в лексическом значении слов. Неверно поставленный акцент может исказить смысл высказывания.

  • ​​​​​​​Судя по вариантам, представленным в интернете (из-под тишка, изподтишка, ис-под-тишка и т. д.), с правописанием этого слова не всё в порядке. А как правильно? Что вообще обозначает это слово и как оно возникло в речи?

  • ​​​​​​​Выбор той или иной формы существительного в сочетании с предлогом порой вызывает затруднения, поскольку в живой речи можно встретить разные варианты: в снеге и в снегу, на пухе и на пуху, в мёде и в меду... Равноправны ли эти конструкции?

  • ​​​​​​​В преддверии Нового года хозяйки делятся рецептами и составляют праздничное меню при помощи интернет-ресурсов. Вводя в поисковике название блюда, некоторые испытывают затруднения с правописанием. Обратим внимание на самые распространённые ошибки.

  • ​​​​​​​Новый год – замечательный повод устно и письменно выразить близким свои самые искренние и тёплые чувства. Избежать ошибок в поздравительных посланиях позволит знание правил русского языка.

  • ​​​​​​​Мороз, озноб, стужа… Мы настолько привыкли к этим словам, что даже не задумываемся об их происхождении. Рассмотрим истории данных лексем, чтобы лучше понять, почему погодные явления бывают схожи с человеческими чувствами.

  • ​​​​​​​Конец декабря – пора предновогодних мероприятий, где всем хочется выглядеть безупречно. Как известно, встречают по одёжке, а провожают по уму, поэтому сегодня разберем гардероб с точки зрения грамотного употребления названий предметов одежды.

  • ​​​​​​​«Какого же было моё удивление…», «Какого ваше самочувствие?» - эти и подобные им ошибочные высказывания в последнее время, увы, встречаются все чаще. Очевидно, их авторы полагают, что написание "каково" является неправильным.

  • ​​​​​​​Если префиксы пре- и при- под ударением, то орфографических проблем в выборе гласной на конце приставки не возникает. В безударном положении нужно ориентироваться на лексические значения приставок или сверяться со словарём.

  • ​​​​​​​В русском языке управление подразумевает подчинение одного компонента словосочетания другому, причем в определённом падеже.  Основные трудности при этом возникают в отношениях между глаголами и существительными. Достигнуть желаемого или желаемое? Жаждать власти или власть? Просить денег или деньги?

  • Как известно, навык безошибочного письма приобретается в тесной связи теории и практики, т. е. усвоении правил и выполнении упражнений, способствующих запоминанию. Сегодня вспомним правописание букв ы/и после приставок, поскольку промахи, связанные с этой орфограммой, выявляются постоянно.

  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • Институт Пушкина