Рассмотрим условия обособления на письме таких устойчивых сочетаний, как «боже мой», «бог с тобой», «божьей милостью», «бог даст» и т. д., а также выясним, чем они являются в предложении. Прописную или строчную букву необходимо использовать при написании подобных выражений?
Изображение: istockphoto.com. Автор: Ildar Abulkhanov
В первую очередь ответим на вопрос о прописных буквах. Если слова господь и бог используются в контексте, не имеющем связи с религией (Библия, церковные тексты), то они употребляются со строчной буквы. Например, в выражении ей-богу или во множественном числе (о боги), а также в устойчивых междометных сочетаниях разговорного характера: не дай бог, о боже мой, не приведи господь, слава богу. Слова Боже и Господи пишутся с прописной буквы, если выражают обращение к Вседержителю. В этих случаях выражения включают слова, написанные с большой буквы: слава Богу или благодарю, Господи!
Что касается пунктуационного оформления, то, согласно «Справочнику по русскому языку…» Д. Розенталя, сочетание бог/боже (ты) мой является междометным выражением и в письменной речи должно выделяться или отделяться запятыми при условии, если нет восклицательной интонации: «– Бог мой, вы – сама невинность, господин Самсонов» (Ю. Бондарев). Если же данное выражение используется с усилением эмоциональности, то нужен восклицательный знак: «В чём и в ком я не разочаровался, бог мой!» (И. Тургенев); «Она удивительная женщина… Такая редкость, боже ты мой!» (О. Славникова).
К междометным сочетаниям относится также выражение господь/бог с вами (с тобой). Пунктуация при нём используется аналогичным образом. Сравним: «… берите себе мёд, господь с вами, но зато сослужите нам службу…» (К. Ушинский); «Бог с тобой, я не обижаюсь», – сказал Лёва» (З. Прилепин) и «Господь с вами! за что вы меня вяжете?» (Н. Гоголь).
Если перед междометным выражением стоит частица да, то запятая между сочетанием и частицей не ставится: «Да бог с тобой, как же я могу…» (А. Пантелеев).
Вводным сочетанием является оборот бог даст. Он выражает надежду говорящего на благополучный исход дела и обособляется: «… может, он ещё, бог даст, жив» (Е. Замятин). Важно не смешивать вводное сочетание с использованием выражения в роли членов предложения (запятые не нужны): «Бог даст вам счастья, простите меня» (А. Чехов).
Причисляется к вводным выражение грешным делом, означающее «надо признаться» или «к сожалению»: «Впал он, грешным делом, в либерализм, да и сам не рад» (М. Салтыков-Щедрин). Но в случае, когда выражение используется для высказывания опасения, нежелательности чего-либо, в значении «невзначай» или выступает в роли членов предложения, запятые не нужны: «… с церковного взгляда почиталось грешным делом всякое увеселение» (Н. Костомаров); «Да вот мальчишка мой вчера грешным делом стравил у О-ва три копны ржи» (А. Фет).
Конструкцию божьей милостью («по призванию, по способностям»; «о человеке, в совершенстве владеющем чем-либо, обладающем прирождённым талантом») принято относить к наречным выражениям. Дополнительных знаков препинания это сочетание не требует: «Бросился я в огонь за барабаном. Божьей милостью уцелели мы с ним» (А. Дорофеев); «Им не надо было доказывать, что они художники божьей милостью» (С. Есин).