Как и почему возникли причастия «усваиваемый» и «усвояемый»? Какое из них соответствует норме? Ответим на эти вопросы и разрешим сомнения по поводу правильного употребления форм слова.
Изображение: istockphoto.com. Автор: Traimak_Ivan
Всё дело в том, что глагол усвоить имеет две формы несов. вида: усваивать и устаревшую усвоять. Их семантика полностью совпадает. Согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовой, усваивать - «делать своим, свойственным, присущим себе»; «воспринимать, перенимая что-либо от кого-либо»; «запоминать, выучивать, осваивать, поняв что-либо, разобравшись в чём-либо»; «прочно овладевать чем-либо (навыками, умением что-либо делать)»; «поглощая, перерабатывать, растворять в себе (пищу, лекарства и т. п.)». Примеры употребления: усвоить привычку отца, усваивать манеру популярного исполнителя; усвоить школьные правила; организм усваивает витамины.
Устаревшую форму гл. усваивать можно найти в словаре В. И. Даля, где усвоять – «усвоить что, себе, присвоить, сделать что чужое своим»: Ученик усвояет себе знание учителя; Живое тело усвояет себе пищу, вырабатывая из нее свою кровь и плоть. Ещё примеры из литературы прошлых столетий: «При письме букв следует помогать детям усвоять очертание букв…» (К. Ушинский); «Это подготовленное при Елизавете общество и стало с жадностью усвоять новые идеи…» (В. Ключевский).
Интересный факт: глагол усваивать активно используется в речи, гораздо чаще, чем устаревший вариант усвоять, чего не скажешь об образованных от них страдательных причастиях. Вариант усваиваемый используется редко, во многих словарях не фиксируется, а форма усвояемый – наоборот. И хотя некоторые лингвисты считают, что усваиваемый – это общеупотребительное слово, а усвояемый – характерное для терминологической речи, орфографический академический ресурс «Академос» фиксирует лишь один вариант причастия – усвояемый. Объяснить это можно удобством в использовании: усвояемый произносится легче, чем усваиваемый.
Не отмечают словари и сущ. усваиваемость, зато в справочниках можно обнаружить сущ. усвояемость – «способность усваиваться сознанием или организмом»: отличная усвояемость нового материала; усвояемость пищи желудком. Это существительное считается нормативным и общеупотребительным.
Если мы обратимся к массивам текстов в «Национальном корпусе русского языка», то заметим, что на письме используются оба причастия: «ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики… что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным» (К. Чуковский); «… витамины организм может получить в достатке и другими путями: с хлебом, овощами, той же сырой квашеной капустой, а усвояемый фосфор, фтор, усвояемый кальций получать больше неоткуда» (П. Трофименко).
И напоследок рассмотрим варианты употребления причастий в составе сложных слов и словосочетаний. В зависимости от контекста возможно как слитное, так и раздельное написание следующих слов: легкоусвояемый / легко усвояемый, трудноусвояемый / трудно усвояемый. Причастий легкоусваиваемый, трудноусваиваемый в словарях нет, поэтому лучше писать их в два слова: легко усваиваемый, трудно усваиваемый.