О том, какие книги «не по программе» в юности читать важно, нужно, можно и интересно, рассказывает известный учитель-словесник Оксана Смирнова.
Проблема выбора книг именно в этом возрасте связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребенка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие еще никак не вырастут из детства); во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про «взрослую» любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не «зацикливаясь», то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Как раз с 14 до 17 лет надо как-то суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребенку, вероятно, нужно проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо «взрослых» книг, в которых уж лет сто как перестали чего бы то ни было стесняться.
Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий – насколько эти книги были любимы, «читабельны». Никаких «правил» (если читаем «это» – почему не читаем «то» и нарушаем историческую справедливость?) тут не признается. Если «то» для подростка нечитабельно – значит, потому и не читаем. В 14–15 лет все еще актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги.
И еще одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущенно оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С. Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только своё время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев – географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтоб не быть провинциалом, надо годам к 17 поначитать множество всяких книг – просто про жизнь, про «быт и нравы» разных народов и эпох.
Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей «взрослости». Так будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.
СОВСЕМ ЕЩЕ «ДЕТСКИЕ» КНИГИ
А. Линдгрен Суперсыщик Калле Блумквист. Рони – дочь разбойника. Братья Львиное Сердце. Мы на острове Сальткрока.
Последняя книга – самая «взрослая» в списке, но, строго говоря, все это нужно было прочитать еще к 12 – 13 годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал еще всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать «мелюзговостью». Они именно для подростков.
В. Крапивин По колено в траве. Тень каравеллы. Оруженосец Кашка. Белый шарик матроса Вильсона. Портфель капитана Румба. (И еще сказка про тополиную рубашку – не помню точного названия)
Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтет у него «мистико-фантастические» циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна – артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.
Р. Брэдбери Вино из одуванчиков.
Как раз история про то, как трудно выходить из детства – еще с точки зрения детства, а не юности.
Алан Маршалл Я умею прыгать через лужи.
Все ее вдруг вспомнили с любовью.
Р. Киплинг Пэк с Холмов. Награды и феи.
Историю бы Англии еще к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…
Корнелия Функе Король воров. Чернильное сердце.
Это уже «произвольная» часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних – на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать все время тяжести. И еще для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие все-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.
Ллойд Александер Цикл романов про Тарена (Книга трех. Черный котел. Тарен-странник и др.).
ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ЗООЛОГИЯ И ПРОЧЕЕ
Д. Лондон Северные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.
Д. Кервуд Бродяги Севера (и прочее – пока не надоест).
Жюль Верн Да все, что читается, если еще не прочитано.
А. Конан Дойль Затерянный мир. Бригадир Жерар (а это уже история).
В. Скотт Айвенго. Квентин Дорвард.
Г. Хаггард Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона.
Р. Стивенсон Похищенный. Катриона. Сент-Ив (увы, не законченный автором).
Р. Киплинг Ким.
Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую легкую книгу. Можно подсунуть ее с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да еще в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог («О, сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?»).
А. Дюма Граф Монте-Кристо.
Мушкетерскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго» тоже. Но не читать его нельзя.
С. Форестер Сага о капитане Хорнблоуэре (вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества»).
Книга написана в ХХ веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.
Т. Хейердал Путешествие на Кон-Тики. Аку-Аку.
Д. Хэрриот Записки ветеринара и проч.
Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности – большое утешение.
И. Ефремов Путешествие Баурджеда. На краю Ойкумены. Рассказы.
Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее «палеонтологические» – и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей – про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это все вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» – она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии – «Дорога ветров», очень любопытная.
М. Загоскин Юрий Милославский. Рассказы.
А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.
А.К. Толстой «Князь Серебряный».
Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит – так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны – но прочитать их, вероятно, надо – для общего развития.
ТО, ЧТО ЛЮБЯТ ДЕВОЧКИ
Ш. Бронте Джейн Эйр.
Э. Поттер Поллианна (и вторая книга – про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к 10 годам прочитывается).
Д. Уэббстер Длинноногий дядюшка. Милый недруг.
Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма – романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.
А. Монтгомери Энн Ширли из усадьбы «Зеленые крыши».
Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик – но я еще не видела.
А. Егорушкина Настоящая принцесса и бродячий мостик.
Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки 12-13 лет от нее в полном восторге.
М. Стюарт Девять карет. Лунные пряхи (и другие детективы).
А это чтение уже для барышень 14-16 лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М. Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина – шедевр, но о нём в другом разделе.
КОЕ-ЧТО ИЗ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев. Золотой теленок.
Л. Соловьев Повесть о Ходже Насреддине.
Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам «про жизнь».
В. Липатов Деревенский детектив. Серая мышь. Сказ о директоре Прончатове. Еще до войны.
Липатов – очень «вкусный» автор. Его многие любят читать именно гастрономически. Но он слегка морочит: как все было хорошо-то при советской власти, чуть было и впрямь не построили счастливый коммунизм.
В. Астафьев Кража. Последний поклон.
«Кража» очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей – противоядие от советских утопий.
В. Быков
Мертвым не больно. Обелиск. Его батальон.
Э. Казакевич Звезда.
И очень интересная книга «Дом на площади» – про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?
Н. Думбадзе Я, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм еще лучше). Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы).
Ч. Айтматов Белый пароход.
Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу «нет», а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Ее потом легко будет заполнить всяким враньем. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося вранье за скобки, а дети уже не понимают очевидных для нас условностей.
ВОСПОМИНАНИЯ ПРО ВОСПИТАНИЕ
А. Герцен Былое и думы (тт.1-2).
В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.
Е. Водовозова История одного детства.
Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своем детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще «шестидесятница»), но умно, точно, достоверно. Я ее читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад ее переиздали.
В. Набоков Другие берега.
А. Цветаева Воспоминания.
К. Паустовский Повесть о жизни.
А. Куприн Юнкера. Кадеты.
А. Макаренко Педагогическая поэма.
Ф. Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.
Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренко еще в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.
А. Кронин Юные годы. Путь Шеннона (продолжение).
И можно, вероятно, «Цитадель». «Юные годы» - очень симпатичная книга, правда, там всякие проблемы с верой возникают. Бедный ребенок рос ирландцем-католиком в окружении англичан-протестантов и в конце концов стал биологом-позитивистом.
Д. Даррелл Моя семья и другие звери.
Можно читать и раньше, но пропадет много очарования и юмора.
А. Бруштейн Дорога уходит в даль. В рассветный час. Весна.
Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала ХХ века мало где еще так ясно отразилась. Разве что у А. Цветаевой, но та, скорее, подчеркивает исключительность, а не типичность их уклада.
Н. Роллечек Деревянные четки. Избранницы.
Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после ее отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и небеспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.
Н. Кальма Дети горчичного рая. Вернейские грачи. Книжная лавка на площади Этуаль.
Что называется – под звездочкой. Автор – советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни «ваших сверстников за границей». Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но все же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы «президента» в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем еще подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное – но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я ее любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принес мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.
А. Рекемчук Мальчики.
Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть еще такой автор М. Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то – про ПТУ железнодорожное. Не очень всё это серьезно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.
ФАНТАСТИКА И ФЭНТЕЗИ
А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое – если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно).
А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы, чего у нас в книгах крайне мало.
Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь.
И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.
С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Ийона Тихого).
Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» – книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно – это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.
Р. Брэдбери 451º по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы.
А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень, ХХII век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу.
Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые – утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» – вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.
Г. Гаррисон Неукротимая планета.
Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.
Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало
А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго.
Вообще Грина уже можно было и прочитать, но стоит дочитать то, что раньше казалось недостаточно интересным. Он именно что юный автор.
Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион.
К. Льюис. Почти все прочитали раньше «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.
К. Саймак Заповедник гоблинов.
Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы – хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»…
Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья (первые 3 книги очень сильные, дальше похуже).
Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у нее все-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжелых вещей («Левая рука тьмы») – хотя они тоже замаскированы под фантастику – это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.
Диана У. Джонс Ходячий замок Хаула. Воздушный замок. Миры Крестоманси. Заговор Мерлина.
На мой взгляд, лучшая из книг – «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьезный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить…
М. и С. Дяченко Маг дороги. Слово Оберона. У зла нет власти.
Очень достойное фэнтези для подростков, написанная «взрослыми» авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьезно и интересно. Иногда чересчур жестко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это – в самый раз.
С. Лукьяненко Рыцари сорока островов.
Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга.
Д. Роулинг Гарри Поттер.
ДЕТЕКТИВЫ
А. Конан Дойль Рассказы о Шерлоке Холмсе.
Э. По Рассказы (лучше для начала читать «Золотого жука», он не такой мрачный).
У. Коллинз Лунный камень.
Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.
А. Кристи Смерть в Восточном экспрессе.
Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я ее совсем не люблю.
Г.К. Честертон Рассказы о патере Брауне (и другие рассказы).
Он дразнит, конечно, но не отталкивает.
М. Шеваль и П. Валё Гибель 31-го отдела. И любые другие романы.
Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно, если кто-то очень любит именно детективы.
Дик Фрэнсис Фаворит. Движущая сила.
Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию. И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса – это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный летчик), с азартом осваивал все новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учет, и выдувание стекла, и фотографию, и… Писала все это, как вроде бы выяснилось, его жена – просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть «приличным». Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?
А. Хейли Аэропорт. Колеса. Отель. Окончательный диагноз.
Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знание реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он «поприличнее» Фрэнсиса в деталях.
БОЛЬШИЕ РОМАНЫ И СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВЕСТИ (РАССКАЗЫ)
В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.
Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.
Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).
Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» – классе в четвертом. Позже – «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься. «Мартин Чезлвит» – книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас радиокниги в моде – так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» – совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид – ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия», но это уж для англоманов.
Д. Остин Гордость и предубеждение.
Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать – для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.
Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.
Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.
Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.
Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке 19 – 20 веков и дальше – до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей – вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала – очень надежные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают 19 и 20 века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.
Т. Манн Будденброки.
Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.
Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.
Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй войны – мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверное, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда – в современной прозе: книги-то вполне серьезные).
ТЕПЕРЬ МЕНЕЕ УВЕСИСТЫЕ ТЕКСТЫ
Ален Фурнье Большой Мольн.
Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.
Харпер Ли Убить пересмешника.
Все ее любят, я – нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.
С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.
Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.
Р. Роллан Кола Брюньон.
В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.
Л. Франк Ученики Иисуса.
Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки – Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.
У. Голдинг Повелитель мух.
Обязательно надо подсунуть, хотя бы в качестве прививки от озверения.
Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.
Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.
КНИГИ «УЖЕ ЗА ГРАНЬЮ»
Э. Ремарк Три товарища. На западном фронте без перемен.
В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.
Э. Хемингуэй Прощай, оружие! Рассказы.
Рассказы лучше, как мне кажется. Да все можно читать.
Г. Бёлль Дом без хозяина.
Все остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Еще «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдет без серьезного шока.
М. Митчелл Унесенные ветром.
С одной стороны – кто ж еще об этой войне нам расскажет? С другой – ну, недетские подробности, конечно… С третьей – не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато… Но кино еще нуднее.
Т. Уайлдер
Теофил Норт. День восьмой. Мартовские иды.
Да все у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвешься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так – большой писатель-то.
И. Во Возвращение в Брайсхед.
Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встает, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него… Но это тоже проблематика подростков.
М. Стюарт Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.
История Мерлина и через него – Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная – насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии… А визит в Византию… А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований… А пейзажи у нее какие… А Мерлин какой обаятельный рассказчик… В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать – еще бледнее.
Г.Л. Олди Одиссей, сын Лаэрта.
Если кто-то еще не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы-реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: «Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством – иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому…» – и решать. Но написано вполне по-античному – без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (побледнее…).
НАПОСЛЕДОК ПРО ТРИ «ЭПОПЕИ»
Эти книги для «взрослых» детей – безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети – принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это разумно начинать читать – не знаю.
Р. Желязны Хроники Эмбера.
Особенно хороши первые пять, где рассказчик – Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру – вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому все остальное – бледный слепок, показана очень убедительно.
В. Камша Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).
Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): «Да это «Война и мир» какая-то!» Это, конечно, не «Война и мир» – слишком растянуто в итоге вышло (и наворочено). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни – хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жесткая, но местами натурализма все же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чем, кстати, поговорить и подумать.
Макс Фрай Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.
Сама я не решилась «подсунуть» это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но все-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет 10. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто ее не понимают – считают низкопробным развлекательным чтивом.
Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребенка.
Автор: Оксана Вениаминовна Смирнова – учитель русского языка и литературы «Традиционной гимназии», г. Москва.
Источник: slovesnik.org