
Для начала отметим, что выражение по определению может выполнять в предложении несколько функций и принадлежать к разным частям речи. Если по определению заключает в себе значения «в принципе», «в основном», «как следует из определения», то перед нами наречие. В этом случае дополнительные знаки препинания не требуются: Она по определению всегда права; Я по определению буду согласен с тобой; «Призывал к единству, которого уже не могло быть по определению» (А. Яковлев); «Любопытно: когда мы говорим «королевская семья», нам кажется, что это люди по определению очень богатые…» (С. Спивакова).
Нет условий для обособления и в том случае, когда по определению выступает в роли члена предложения, будучи сочетанием предлога по с существительным определение в дательном падеже. Проверить это можно двумя способами: во-первых, найти после существительного зависимое слово в родительном падеже (Справочник по определению (чего?) растений), во-вторых, поставить определение между предлогом и существительным (Вопрос по (точному) определению происхождения слова вызвал жаркие споры). Закрепим на примерах: Положение о комиссии по определению (кого?) подрядчиков не было утверждено; «Подсудимые были преданы суду по определению московской судебной палаты…» (Ф. Достоевский); «По определению этому мир духовный противополагается миру материальному, но это несправедливо…» (Л. Толстой).
Обособление необходимо, когда сочетание по определению входит в состав обстоятельственного оборота. Обстоятельственный оборот – это группа слов, которая поясняет действие и указывает на время, место, причину, цель и т. д. Следует обратить внимание на то, что запятыми будет выделяться весь оборот, а не только выражение по определению: Я, по определению учителей, был не слишком силён в точных науках; По определению бабушки, каникулы мы провели бездарно; «Термины, по определению языковедов, – это слова специальные, дающие точное обозначение понятий и вещей в науке, технике, политике, дипломатии» (С. Наровчатов); «Ведь догмат, по определению церкви, есть откровенная богом истина, преподаваемая церковью для спасительной веры» (Л. Толстой).




