«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Как написать Дюма отец, Дюма сын?

Какого рода слово "виски"?

Добрый день! Наш начальник отдела эксплуатации упорно исправляет фразу "согласно приказу" на "согласно приказа". Верно ли это?

  1. Главная
  2. Публикации

Высший пилотаж

Всемирный день авиации и космонавтики – памятная дата, имеющая огромное значение для прогрессивного человечества. Покорение неба и освоение космоса требуют не только ума и отваги: в сложной работе без чувства юмора тоже не обойтись.

Слово пилотаж пришло к нам из французского языка, в котором pilotage – имеет значение «рулевое управление». По степени сложности управляемые движения летательного аппарата подразделяются на простой, сложный и высший пилотаж.

Выражение высший пилотаж прочно вошло в нашу речь как обозначение чего-то совершенного по исполнению, точного, наилучшего, причем в разных сферах. В специальных же терминологических словарях оно имеет совершенно определенное значение - «высшая степень летного искусства, умение делать на самолете (или других летательных аппаратах) сложные эволюции (фигуры)». Цель данных эволюций – продемонстрировать возможности летательных машин и мастерство пилотов во время авиашоу, обеспечить маневренность в бою. К наиболее известным фигурам высшего пилотажа относятся бочка, штопор, мертвая петля, скольжение на хвост и т. п. Так, делая бочку, пилот совершает поворот машины относительно продольной оси на 360°, сохраняя при этом направление полёта. «Они пронеслись прямо над танками, и передний истребитель… в двух десятках метров от земли сделал бочку и свечой, почти вертикально, пошел вверх» (В. Пелевин «Принц Госплана»). Преднамеренный штопор – вращение самолёта относительно своей оси с одновременным снижением по крутой спирали – как фигура высшего пилотажа иногда выполняется при испытаниях новой авиационной техники или в учебных целях.

Художники Г. Товстуха, А. Миненков. © «Изобразительное искусство». Москва 1979 

Описать в воздухе петлю на современном самолете, наверное, не так сложно, но на заре авиации этот трюк был почти смертельным, недаром он получил название мертвая петля. Второе название маневра – петля Нестерова. 27 августа 1913 года Петр Нестеров, двадцатишестилетний военный летчик, выпускник авиационного класса Офицерской воздухоплавательной школы, на самолете «Ньюпор» совершил своеобразный подъем с переворотом, когда шасси смотрят в небо, а затем возвратился на линию полета. К сожалению, жизнь этого талантливого человека оказалась недолгой: через три года он погиб в бою, вписав свое имя в историю еще и как автор первого воздушного тарана. Без преувеличения можно сказать, что каждый настоящий летчик в какой-то мере обладает характеристиками, свойственными П. Нестерову: уже в юношестве, выпускаясь из кадетского училища, он, по отзывам преподавателей, обладал острым умом, чрезвычайной настойчивостью в принятии решений, проявлял динамический характер и являл собой «идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью».

В динамичной деятельности и речь динамичная, не удивительно, что летчики и космонавты стараются минимизировать речевые усилия, используют аббревиатуры, специальную терминологию, сленговые слова и выражения. В их профессиональном жаргоне нередко обнаруживается если не пренебрежительное, то уж точно ироничное отношение ко всякого рода вещам. Так, например, защитный противоударный шлем называют горшком, вертолет – вертушкой, приступы тошноты при перегрузках – желанием излить душу, а летчика, выполняющего суперсложный одиночный пилотаж в составе группы, – солистом.

Стартуют корабли «Восток-5» и «Восток-6». «Советская космонавтика». Автор М. И. Чесноков. Художники В. П. Викторов, С. И. Каплан

Без юмора в сложных профессиях трудно обойтись, ведь он снижает градус напряжения, улучшает общий настрой. В серьезной космонавтике тоже иногда любят пошутить: почему бы опасное и ответственное мероприятие, выход в открытый космос, не назвать прогулкой, а космическому самолету, предназначенному для возвращения членов экипажа с корабля на землю, не дать легкомысленное название птичка. В стратегической авиации белоснежный самолет-ракетоносец ТУ-160 именуется Белым лебедем, вертолет Ка-50 – Черной акулой, а отправляющийся на орбиту с целью испытаний бездушный манекен нарекается по-доброму Иваном Ивановичем. Немало и шуточек типа «Храпящий космонавт спит в открытом космосе», «Инопланетяне на Землю не летят, потому что им стыдно людям показаться: наши-то космонавты все высокие и красивые, а они – уродцы с зелеными ушами».

Автор: Андрей Соколов. Изображение: livemaster.ru

Про взаимные розыгрыши космонавты рассказывают с большим удовольствием. Обаятельнейший Георгий Гречко вспоминал, как сначала сам принял за НЛО космическую пыль, а после, разобравшись, решил подшутить над коллегами. Зрелище настолько их впечатлило, что они, вернувшись на Землю, доложили об увиденном руководству. Георгию Михайловичу после пришлось немало усилий приложить, чтобы версия о «летающих тарелках» была опровергнута. Иногда аппаратура МКС «шутит» над экипажем. Как известно, на орбите очень любят пересматривать «Белое солнце пустыни», это для космонавтов фильм-талисман. И вот как-то из-за поломки видеоаппаратуры демонстрация застопорилась, а через некоторое время, когда все отвлеклись на свои дела и о фильме позабыли, в отсеке раздалось громогласное суховское «Здорово, отцы!». Впечатлений было много...

Желаем всем причастным к празднику поменьше нештатных ситуаций и крепкого здоровья, ведь выбрать судьбу летчика, а тем более летчика-космонавта – это уже высший пилотаж. Пусть рядом в воздухе будут только друзья, на земле всегда ждут любимые и близкие, а для шуток будет и время, и настроение.

 

Автор: Тамара Скок

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря