«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

ДНК – какого рода существительное?

Какого цель проекта Современный русский?

Чаяпитие или чаепитие?

  1. Главная
  2. Публикации

Тревога и радость странствий

«Волнение писателя, начинающего книгу, сродни волнению человека, уходящего в глубину еще не раскрытых и не рассказанных стран. Тревога и радость – два самых сильных чувства, сопровождающих писателя на его пути». Сегодня 130 лет со дня рождения Константина Паустовского.

Константин Паустовский. Изображение: tochka-py.ru

В очерке «Радость творчества» Константин Георгиевич Паустовский сравнивал процесс создания книги с полным приключений путешествием: «В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. Он часто не знает, что его ждет, какие реки, леса и горные кряжи он нанесет на карты, каких неожиданных людей он встретит, свидетелем каких событий ему посчастливится быть».

«Охота к перемене мест» – прекрасная движущая сила, которая делает жизнь человека яркой и богатой на впечатления. Русский писатель Константин Паустовский самим фактом своего рождения был обречен на странствия: в его жилах текла кровь украинская, польская, чешская, турецкая. Отец служил в железнодорожном ведомстве, много переезжал по службе и перевозил семью. Дед Паустовского по отцовской линии, Максим Григорьевич, был чумаком, «ходил на волах в Перекоп и Армянск за солью и сушеной рыбой», а до того служил в николаевской армии, принимал участие в турецкой войне, побывал в плену. Бабка была турчанкой «из города Казанлыка во Фракии», гордая и своенравная красавица по имени Фатьма. «Выйдя за деда, она приняла христианство и новое имя – Гонората». Латинское имя буквально означает «почтенная, пользующаяся уважением». Новое имя ей очень подошло: строгую бабку, по воспоминаниям Паустовского, боялись не только внуки, но и дед, храбрый запорожский казак.

Другая бабка, Викентия, была польской католичкой, в ней уживались образованность, начитанность, религиозность и внимание к передовым идеям. «Она увлекалась Герценом и одновременно Генрихом Сенкевичем. Портреты Пушкина и Мицкевича всегда висели в ее комнате рядом с иконой Ченстоховской божьей матери. В революцию 1905 года она прятала у себя революционеров-студентов и евреев во время погромов».

Викентия и Григорий Высочанские (бабушка и дедушка К. Паустовского)
Изображение: vk.com/doktor_paust

Удивительный сад бабушки Викентии с его обилием разнообразных цветов стал, по признанию Паустовского, одним из первых символов дальних странствий: «В детстве я представлял себе далекую страну, куда непременно поеду, как холмистую равнину, заросшую до горизонта травой и цветами». Кроме того, цвета и запахи сада сплетались в фантазиях будущего писателя в волшебную картину, где каждый цветок подобен человеку и наделен характером и судьбой: «резеда была бедной девушкой в сером заштопанном платье», и только удивительный аромат намекал на ее сказочное происхождение; «желтые чайные розы казались молодыми красавицами, потерявшими румянец от злоупотребления чаем»; анютины глазки – это «веселые и лукавые цыганки в черных бархатных масках, пестрые танцовщицы»; бледные маргаритки похожи на скучных соседских девчонок, «безбровых и белобрысых»; а самый интересный цветок – «ползучий, пылающий всеми чистыми красками» портулак с мягкими иглами вместо листьев. «Бабушкин сад и все эти цветы с необыкновенной силой действовали на мое воображение. Должно быть, в этом саду и родилось мое пристрастие к путешествиям».

В немалой степени интерес к странствиям развился благодаря дяде и крестному отцу, Иосифу Григорьевичу, который «изъездил всю Африку, Азию и Европу, но совсем не как благонравный турист, а как завоеватель - с шумом, треском, дерзкими выходками и неистребимой жаждой заводить всякие невероятные дела в любом уголке земли: в Шанхае и Аддис-Абебе, в Харбине и Мешхеде». По признанию писателя, именно после дядиных рассказов земля стала казаться ему «смертельно интересной», и это ощущение он сохранил на всю жизнь.

В автобиографическом повествовании «Далекие годы» Паустовский вспоминает еще один значимый эпизод, повлиявший на развитие интереса к путешествиям. Как-то раз, сидя в городском саду за чтением книги, он обратил внимание на прогуливающегося гардемарина и, как завороженный, отправился за ним. Моряк долго бродил по улицам, а затем проявил снисхождение к любопытному мальчишке, угостил его мороженым и подарил на память «фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой», на котором ходил в Ливерпуль. «После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю… Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек. Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: "Полярная звезда", "Вальтер Скотт", "Хинган", "Сириус". Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого флота в мире… Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они не заходили».

Константин Паустовский в детстве.
Изображение: мини-кудры.рф

Первое близкое знакомство с морем произошло в Геленджике: диковинные подводные обитатели, отважные рыбаки и перевозчики, рискованные путешествия под парусом, жизнь побережья… В это же время состоялась поездка с семьей в горы, появились новые яркие впечатления от буйства красок и запахов дикой природы, ледяной воды стремительных рек, древних каменных сооружений: «С тех пор я сделался в своем воображении владельцем еще одной великолепной страны – Кавказа. Началось увлечение Лермонтовым, абреками, Шамилем… Я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях. Они научили меня многому», - отмечал писатель.

Гимназист К. Паустовский

Перед поступлением в гимназию состоялось первое самостоятельное путешествие Паустовского: его отправили поездом в гости к дяде. Костик волновался, переживал, смущался от того, что приходилось, по настоянию мамы, ехать в женском купе, и почти всю дорогу стоял в коридоре у открытого окна, но при этом был счастлив: «Я впервые испытывал ту путевую беззаботность, когда ни о чем не надо думать, а только смотреть за окно на ржаные поля, рощи, маленькие станции, где босые бабы продают молоко, на речонки, стрелочников, начальников станций в пыльных красных фуражках, гусей, деревенских ребят, что бегут за поездом…»

Во время этой поездки случилось знакомство с новыми краями: необъятными полями и лугами, заросшими травами и цветами, пустынными дорогами, сосновыми лесами, сквозистыми рощами, спокойными речками и болотами с черной водой, около которых пахнет сыростью и осокой. «С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

Константин Паустовский.
Изображение: vk.com/doktor_paust

Изменения в жизни собственной и Отечества повлекли за собой немало перемен в судьбе Паустовского. Его странствия были связаны с учебой, работой, творчеством: Москва, Брянск, Киев, Черкассы, Екатеринослав, Таганрог, Одесса, Карелия, Каспий, Мингрелия, Тбилиси, Ереван, Баку, Мещёрский край, Алма-Ата, Алтай, Новгород, Псков, Барнаул, города Польши и Белоруссии, Стамбул, Рим, Стокгольм… Паустовский много путешествовал по стране и зарубежью, привозя из каждой поездки впечатления и материалы для новых произведений, но всё же больше всего созвучий в его творчестве с акварельной красотой срединной России. Не случайно на склоне лет писатель купил деревянный дом в Тарусе, небольшом живописном городе на Оке. Известный тем, что привлекал русских художников, этот городок подарил Паустовскому благодатное пространство для жизни и творчества, спокойного течения мыслей и подведения итогов. Здесь писатель обрел последнее пристанище: похоронен Паустовский на обрывистом берегу реки Таруски.

Вся жизнь Паустовского пронизана внимательным и чутким отношением к красоте земного мира. Он вспоминал, что еще мальчиком любил сады и деревья, не ломал из озорства веток и не разорял птичьих гнезд, помнил завет бабушки Викентии Ивановны, которая внушала внуку, что «мир чудо как хорош и человек должен жить в нем и трудиться, как в большом саду». Этот завет писатель хотел передать и своим юным читателям. Не случайно в творчестве Паустовского есть целый пласт, объединенный так называемой «детской темой». Поэт Борис Чичибабин, анализируя этот феномен, отмечал, что из всех русских писателей Паустовский «самый чистый» в том смысле, что в его произведениях нет ни грамма фальши и слащавости, нет менторства и нудной педагогики, зато есть нужные образы и слова, чтобы затронуть чувствительное детское сердце, пробудить интерес к путешествиям, деятельному добру: «…он, безусловно, писатель для детей – для совсем юных, чистых, не омраченных, не искаженных душ».

Константин Паустовский.
Изображение: vk.com/doktor_paust

По мнению К. Г. Паустовского, очень важно через всю жизнь пронести детское восприятие мира и в сложные минуты равняться на него: уметь смотреть на мир светлыми и чистыми глазами, воспринимать все его краски и запахи, разгадывать тайны природы, волноваться на пороге открытий и новых дорог и, конечно, любить свой край, возвращаться к нему из дальних странствий, потому что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни». Именно её мы, по завету писателя, «должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа».

Автор: Тамара Скок

Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • Институт Пушкина
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»