«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Многоцилиндровый. Куда падает ударение?

Здравствуйте! Подскажите, нужна ли запятая перед сравнительным оборотом в следующем предложении: "Учитель продолжал ходить в библиотеку(,) словно на работу". Спасибо!

Как будет в Р. п. мн.ч. слово "платье"?

  1. Главная
  2. Публикации

Учителя и учители

В День учителя обратим внимание на значение и написание должностей работающих в школе специалистов. За привычными наименованиями кроется особый смысл, помогающий лучше понять специфику работы наставников. Так, отглагольное сущ. учитель (от учить), восходит к др.-русск. укъ «учение», а последующее сравнение родственных слов позволяет увидеть глубину подтекстов: праслав. učiti связано с vyknǫti (ср. привыкать), родственно др.-прусск. iaukint - «упражнять», лит. Jaukìnti - «приучать, укрощать», jaũkas - «манок, приманка», jaukùs - «смирный, ручной» и др.-инд. úсуаti - «находит удовольствие, имеет обыкновение». Целый спектр учительских умений виден в этом историческом сопоставлении.

Когда-то должность была исключительно мужской, но со временем всё поменялось и в языке появилось новое сущ. учительница, образованное суффиксальным способом. В сельской местности можно до сих пор встретить разговорно-просторечный вариант учительша, причем этим словом обозначают не только саму даму-педагога, но и жену учителя (по типу генерал - генеральша). В литературе слово тоже встречается: «Приезд его возвестила учительша, давно уже сидевшая у окна…» (А. Погорельский). «А снег, сам понимаешь, в горах только летом тает.  — Это вам учительша всё рассказывает? — Ага» (В. Шукшин). Из уст обучающихся можно услышать и пренебрежительное училка, характерное для школьного жаргона: «Училка за контрошу двойбан вкатила».

Удивительно, но иногда возникают проблемы с образованием формы мн. ч. от слова учитель, и тогда можно увидеть такое: «Кроме того, учители должны будут создавать для ребенка индивидуальный образовательный маршрут и курировать прохождение обучения» (новость о дистанционном обучении на сайте ГТРК «Воронеж»). Обратим внимание: сущ. учи́тели ранее было в ходу: «Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно…» (Л. Толстой); «В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею» (А. Погорельский). Однако теперь эта форма используется только по отношению к духовным наставникам и основоположникам каких-либо учений, у которых есть последователи: «Отцы и учители Церкви, начиная с Оригена, начали пользоваться философией платонизма для того, чтобы говорить о Христе» (И. Мейендорф). Если же речь идёт о работниках школ, то верно говорить и писать учителя́. Попутно отметим, что существительное директор (лат. director - «руководитель», «управляющий») во мн. ч. будет правильно звучать как директора (не директоры), да и про лицо женского пола грамотно говорить в мужском роде – директор. Употребление вариантов директриса и директорша характерно лишь для разговорной речи.

В сущ. завуч нередко теряют букву В и произносят или пишут зауч, что является ошибкой. Слово это является сокращением от сочетания «заведующий учебной частью» и сохраняет форму м. р.: поговорить с завучем (не с завучью); спросить у завуча (не у завучи).

И напоследок обратим внимание на правописание специальности для российской школы новой, но востребованной. Заимствование тью́тор (англ. tutor – «наставник, репетитор, воспитатель») не только активно используется самостоятельно, но и образует новые слова: тьюторская поддержка (личное сопровождение) – то, что позволяет учащимся выстраивать успешную индивидуальную образовательную траекторию; тьюторство – наставничество как процесс.

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря
  • Грамота ру
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Фонд Русский мир