Сможете ли вы сходу объяснить смысловые различия в этих сочетаниях? Не удивительно, что правописание отрицательных местоимений и местоименных сочетаний нередко вызывает сомнения. Однако в русском языке существует довольно простое правило, позволяющее разобраться в кажущихся сложностях.
Орфографически верно будет в отрицательных местоимениях писать под ударением не (не́кого спросить; не́чему радоваться; не́кого винить; не́чем платить), без ударения – ни (никого́ не трогаю; никого́ не впускать). В данных примерах не и ни являются приставками и пишутся слитно. Однако в том случае, когда появляется предлог, указанные элементы становятся частицами, а слитное написание заменятся на раздельное (возникает сочетание из трёх слов): не́ у кого спросить; ни у кого́ не осталось сомнений; не́ с чем сравнивать; ни с че́м не спутать.
Помимо отрицательных местоимений, существуют ещё отрицательные местоименные сочетания «не кто иной, как», «не что иное, как» и «никто иной», «ничто иное». Избежать орфографических трудностей при их написании поможет знание ряда нескольких отличительных особенностей подобных сочетаний. Так, не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как обычно выражают противопоставление, часто их можно заменить словами «как раз», «именно»: «Врач был не кто иной, как тот самый незнакомец, которого встретил Юлий…» (Л. Толстой); «Слова Томского были не что иное, как мазурочная болтовня, но они глубоко заронились в душу молодой мечтательницы» (А. Пушкин). Отрицательная частица не является при этом пишется раздельно.
Такое же правописание будет и в случае, если противопоставление в предложении выражено не союзом как, а союзом а: «… не что иное, а именно чувство раскаяния и вера заставляли их горько плакать, когда я поучал их…» (А. Чехов).
Обратим внимание, что слова «кто» и «что» в этих сочетаниях могут быть использованы в форме косвенных падежей (с предлогами или без них): «… казаться моим близнецом и выдавать себя за такового послужит не к чему иному, как к совершенному вашему бесчестию и поражению» (Ф. Достоевский); «… на Николаевской улице, как раз там, где стояли лихачи, убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией…» (М. Булгаков). Важной особенностью подобных предложений является то, что других отрицаний, помимо указанных сочетаний, в них не содержится.
Конструкции же никто иной (другой) и ничто иное (другое) содержат не противопоставление, а усиление и в большинстве случаев используются в отрицательных предложениях (ни при этом является приставкой и пишется слитно): «Сам ты делаешь себя чистым и нечистым, никто иной не будет твоим спасителем» (Л. Толстой). Если отрицание отсутствует, то конструкция носит присоединительный характер: «Даже если её отца арестовали, она уверена, что это судебная ошибка и ничто другое» (В. Кожевников).