«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Добрый день! Как правильно написать заголовок к схеме:"Схема расположения объектов, средств пожаротушения, извещения о пожаре, путей эвакуации, мест для курения, движения автотранспорта на КНС-12 УППД УНП №3 Тарасовского месторождения" или "Схема расположения объектов, средств пожаротушения, извещения о пожаре, путей эвакуации, мест для курения, движения автотранспорта по территории КНС-12 УППД УНП №3 Тарасовского месторождения" ? Прошу дать пояснение.

Здравствуйте! В предложении "В Госдуму внесли последний бумажный бюджет" слово "бумажный" заключается в кавычки или нет (на новостном сайте, на котором я увидела это предложение, кавычек нет)?

Как правильно ставитьь ударение в выражении "по средам"? На первый или второй слог?

  1. Главная
  2. Публикации

Бактериальная и вирусная инфекция или инфекции?

Указать верное число имени существительного при двух определениях нередко бывает затруднительно. Выбор числовой формы осложняется тем, что сущ., при котором имеется несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Согласно справочным пособиям по русскому языку, мн. ч. употребляется, если сущ. находится впереди определений: спряжения первое и второе; стороны левая и правая. Использование мн. числа уместно, когда подчеркивается наличие нескольких предметов: золотая и серебряная медали; старшая и младшая группы; географический и математический факультеты. Условием для множественности является также предшествующее определение в форме мн. числа: новые английский и русский переводы; любимые старший и младший сыновья.

В том случае, когда в сочетаниях терминологического характера перечисляемые разновидности предметов или явлений внутренне связаны, существительное, стоящее после определений, употребляется в ед. числе: бактериальная и вирусная инфекция; по левой и правой стороне; дети младшего и среднего школьного возраста; спинной и головной мозг.

Форма ед. ч. используется, если сущ. не употребляется во мн. числе (Ленинградское и Кутузовское шоссе; козье и коровье молоко; технический и научный прогресс; фарфоровая и керамическая посуда), если между определениями стоят противительные, разделительные или сопоставительные союзы (то широкий, то узкий проём; не верхний, а нижний слой; греческий или латинский язык; как в прошлом, так и в нынешнем году), а также если определения выражены местоименными прилагательными (между твоим и моим домом; у той и другой команды).

Существительное будет стоять в форме ед. ч., если во мн. числе имеет иное значение, чем в единственном: железнодорожная и шоссейная сеть (ср.: противолодочные сети); православная и католическая церковь (ср.: разрушенные церкви); высшее и среднее образование (ср.: вулканические образования); культурный и промышленный подъём (ср.: утомительные горные спуски и подъёмы).

Следует обратить внимание, что значение единственности и множественности может быть подчёркнуто определениями, выраженными порядковыми числительными: «первое и второе места достались спортсменам из России»; «третий и четвёртый этапы голосований прошли успешно» и «учителя первой и второй категории»; «рабочие первой и второй смены», «он пришёл домой между первым и вторым часом ночи». Отличием служит тот факт, что форма мн. ч. чаще используется при именительном падеже, а форма ед. ч. – при косвенных.

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • Институт Пушкина