«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте. Цитата из Грамматики -80.§ 1400. Вторичная имперфективация (переписать - переписывать) - это образование глаголов несов. вида с суф. -ива-/-ва-/-а3- от различных префиксальных глаголов сов. вида, мотивированных беспрефиксными глаголами несов. вида (префиксальные глаголы в последующем описании избираются для иллюстрации произвольно) < >3) С морфом -а3-: разрезать - разрезать, засыпать - засыпать, ввергнуть - ввергать, отозвать - отзывать, выгрести - выгребать, вырасти - вырастать, дожать - дожимать, выявить - выявлять, закипеть - закипать, прогнать - прогонять. Где в этих примерах морф аЗ? В слове рАЗрезать? А в других словах? не очень понятно. С уважением, Антон

Здравствуйте. Подскажите, это предложение корректное? В условиях современных, когда инфраструктура города требует постоянного контроля, функции управления становятся более актуальными.

Как правильно произнести количество (семисот или семиста и т. д.)? Число оздоровившихся к августу 2016 года достигло 748 человек.

  1. Главная
  2. Публикации

Не/за/чем – слитно или раздельно?

«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.

Важным подспорьем в данной ситуации является контекст, в котором используется слово. Понимание общего смысла высказывания позволяет избежать ошибок на письме.

Если не/за/чем в предложении употребляется в значении «зря, «напрасно», «не нужно», «нет надобности», «нет причины», «нет необходимости», то оно должно быть написано в одно слово: незачем. В этом случае слово является наречием, к нему можно задать вопрос «Зачем?», а ударение будет падать на первый слог: «Зачем нам спорить? Не́зачем.

Рассмотрим слитное употребление и на других примерах: «Я нарочно дал себе двадцать четыре часа на размышление и теперь убедился окончательно, что мне здесь оставаться не́зачем» (И. Тургенев); «А если не о чем толковать, то, значит, и дома сидеть не́зачем» (М. Салтыков-Щедрин); «Были люди высокие, люди такого ума, сердца, честности и характеров, что лучших, кажется, и искать не́зачем» (Н. Лесков). К слову, написание низачем, как ответная реплика по аналогии с незачем («напрасно, зря»), не является нормой русского языка и относится исключительно к разговорно-просторечной сфере употребления.

Раздельное написание не зачем будет присутствовать в таком контексте, где одно условие противопоставляется другому с помощью сочетания отрицательной частицы не и обстоятельственного наречия зачем. В подобном высказывании чаще всего зачем можно заменить на с какой целью, для чего, почему, а между частицей и наречием вставить другую лексему, например: – Зачем ты ему позвонила? – Сама не знаю, не (спрашивай) зачем. Главный акцент здесь будет перенесён на слово заче́м: «– Зачем тебе это нужно? – Не заче́м. Я хочу понять, чем люди занимались в течение тысячелетий» (Ю. Трифонов); «Я же скажу, что разгадка тут простая, потому что жить – это не заче́м, а почему» (Е. Попов).

Наконец, в три слова – не за чем – сочетание пишется во фразах, где местоимение что стоит в форме творительного падежа: За чем очередь? Не за че́м, кончился товар. Также может подразумеваться отсутствие места для укрытия от чего-либо (можно заменить на слово негде) или отсутствие какого-либо предмета или явления. В таком контексте перед нами будет частица не, предлог за и местоимение чем: От проливного дождя не́ за чем укрыться; В магазине не осталось продуктов, идти не́ за чем; «Шубин наблюдал молчком из уголка, но наблюдать было не́ за чем» (И. Тургенев).

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру
  • Словари 21 века
  • Институт Пушкина