«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Ключично-шейный - правильно?

Легкий крем десерт для ваших ручек... Все верно?

Наверное, самый главный общий вопрос по пунктуации: знаки пунктуации должны соответствовать акцентам, которые расставляет в своей речи говорящий, или нужно просто соблюдать правила по их постановке? Грубо говоря, если человек произносит фразу "И, конечно, я бы сделал все по-другому" так, что "и" и "конечно" отделены паузой, а другой скажет "и конечно" на одном дыхании, нужно ли это разводить, или с точки зрения пунктуации это будет одно и то же? Где вообще можно прочитать про какую-нибудь общую теорию пунктуации, в которой подобные вещи разъясняются? Очень интересно. Вообще если вы приведете библиографическую ссылку на какие-то современные сборники подобных правил, буду крайне признателен. Или Розенталь по-прежнему актуален и язык с тех пор не изменился в плане пунктуации (больно там примеры все из литературы XIX-XX вв., сейчас так не пишут и не говорят)? Может быть, для журналистов есть какие-то краткие своды современных правил? Простите, что несколько разрозненно изложены вопросы; разрозненность стала еще больше, учитывая, что у вас на сайте стоит ограничение на размер сообщения с вопросами, но в том уж моей вины нет. Если в моих фразах, не касающихся вопросов непосредственно, закрались дополнительные ошибки любого рода, укажите на них, пожалуйста, мне это очень важно. Заранее огромное вам спасибо за труд!

  1. Главная
  2. Публикации

Здравствуй, школа!

День знаний в этом году пришёлся на воскресенье. Хороший знак! Желаем всем нашим читателям учиться и учить легко и с интересом, а заодно напоминаем о том, как грамотно поздравить с началом нового учебного года и корректно употребить распространённые «школьные» сочетания. 

Изображение: istockphoto.com.

Начнем с небольшой этимологической справки, касающейся слова школа. Существительное это известно каждому, но о его происхождении знают далеко не все. В древнерусский оно попало к нам из польского языка, в польский – из латинского, а в латинский – из греческого (лат. schola восходит к греческому scholē). Удивительно, но буквально scholē – это «досуг, отдых», поскольку это греческое слово -  производная от элемента scholazō, которое трактуется как «отдыхать от труда». По мнению этимолога Н. М. Шанского, развитие значения слова шло следующим образом: «отдых, досуг» → «занятия в свободное от труда время» → «посещение бесед философов» → «учебное занятие, умственный труд» → «место, где занимаются учебной деятельностью». Отсюда же, кстати, термин схоластика, имеющий в словарях два значения: «направление средневековой философии, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов» и «формальное знание, оторванное от жизни и практики, бесплодное умствование».

Изображение: репродукция фрески работы Рафаэля Санти «Афинская школа»

Теперь перейдём к грамматике. Запоминаем верные конструкции поздравлений с началом нового учебного года:

День знаний – с Днём знаний! В данном случае действует правило: в названиях праздников с большой буквы пишется первое слово и входящие в название имена собственные (День учителя, Рождество Христово, День студента).

Первое сентября – с Первым сентября! Вспоминаем, что при указании праздничной даты порядковое числительное пишется с прописной, а следующее далее название месяца - в форме род. падежа (с Восьмым марта!).

Источник изображения: сайт «Моё образование».

Как правильно: из школы или со школы? Справочники нам подсказывают: если подразумевается указание на направление, то нормативно использовать предлог из. Примеры: прийти из школы, наблюдать из школы, выгнать из школы.

 «Возвращаясь из школы своей, Карл только и слышал, что толки о картофеле да крупную брань» (В. Соллогуб).

Предлог со применим в том случае, когда имеется в виду время, с которого начинается какой-то отсчёт: помнить со школы, дружить со школы (со школьных лет), полюбить со школы.

«Такие натуры встречаются нередко – я их наблюдал везде, где они попадались: и в своих товарищах по перу, и гораздо раньше, начиная со школы, наблюдал и в самом себе…» (И. Гончаров).

Можно ли говорить: «Закончил школу»? Вообще глаголы закончить и окончить взаимозаменяемы в значении «завершить», «довести до конца»: закончить и окончить работу; закончить и окончить роман. Но при завершении обучения или после прохождения какого-либо учебного курса, правильно употреблять только глагол окончить: окончить школу, окончить колледж, окончить университет.

 «Окончив школу, мои ребята поступали в тот или иной цех “учеником”» (А. Макаренко).

Не помешает и орфографию повторить, например, те «школьные» слова, которые пишутся с удвоенной согласной: аббревиатура, аттестат, балл, коллектив, колледж, миллиметр, коллоквиум, комментарий, юннат… А также те, где удвоения нет: алюминий, количество, галерея, расчет, юный… Не ошибитесь в написании таких слов, как завуч (не зауч!), директор, классный руководитель, попечительский совет.

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века