Змеёй подколодной называют злого, подлого, коварного человека, способного на гнусное предательство и скверные поступки. Предлагаем совершить экскурс в историю и выяснить, как связаны слово «колода» и известное фразеологическое сочетание.
Существительное колода (и образованное от него прилагательное подколодный) большому количеству современных носителей языка практически незнакомо в том значении, которое было у него первичным. Если рассмотреть историю слова, то можно обнаружить, что эта общеславянская лексема является производной от kolti – «колоть». Согласно этимологическим словарям, от него возникло сущ. kolda, которое в результате развития полногласия стало оформляться как колода. Трактовалось понятие следующим образом: «что-либо расколотое», «чурбак» или «что-либо выдолбленное». Отсюда, кстати, пошли такие слова, как колодец, кладезь, клад и т. п.
В современных толковых словарях у сущ. колода фиксируются несколько значений. Например, многим хорошо известно, что колода – это комплект игральных карт. «Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул: – Три, четыре! – поймал из воздуха колоду карт, стасовал её и лентой пустил коту» (М. Булгаков). Но в первую очередь колода – это короткое толстое бревно или толстый ствол упавшего дерева. С ним нередко сравнивали увальня и лежебоку: «Что лежишь, как колода? Ведь на тебя смотреть тошно» (И. Гончаров).
Это значение послужило к возникновению известного устойчивого сочетания через пень-колоду – «делать что-либо кое-как, недобросовестно, нерадиво»; «без разбора, беспорядочно»; «несогласованно, с перебоями». По одной из версий, происхождение оборота связано с трудностями хождения по бурелому: перешагнув через пень, можно запнуться о ветхую колоду. Согласно другой версии, выражение употреблялось в форме сравнения: через пень колоду валить – это так же неудобно и энергозатратно, как таскать через пеньки толстые бревна.
Ещё колода – это «название различных предметов, представляющих собой обрубок бревна или его половину с выдолбленной серединой». Раньше колодой именовались корыта, ульи, бочки, желоба и даже гробы: «Пчёл у него три колоды собственные в саду» (Ю. Домбровский); «И вот представьте себе: гроб – дубовая колода…» (И. Бунин); «На задах конюшни стояли обгорелые, упочиненные жестью и вновь выдолбленные из осин колоды, наполненные водой» (В. Астафьев). Здесь мы возвращаемся к вопросу, почему змея подколодная.
Известно, что с приближением холодной поры змеи стремятся найти укромное место, где они могли бы спокойно уйти в спячку. Считается, что их яд в это время особенно опасен. По наблюдениям наших предков, змеи часто укрывались не только в лесу под колодами, но и в непосредственной близости от человеческого жилья, например, на скотном дворе под выдолбленными из бревен кормушками для скота. Ничего не подозревающий человек мог перевернуть такую колоду, и потревоженная змея резко бросалась на несчастного. Именно это наблюдение легло в основу возникновения фразеологизма змея подколодная, которое стало обозначать неожиданного и опасного противника, того, кто способен уязвить в самое сердце, нанести смертельную обиду: «Это из-за Глашки он. Полюбилась она ему, змея подколодная... Был парень как парень, а тут как иглу съел» (В. Шукшин); «Ты же не дочь мне теперь, ты мне змея подколодная!» (Ф. Достоевский); «Не видали б только тебя мои глаза, да забыть бы мне тебя, змея подколодная!» (А. Чехов).
Слово колода есть в составе и других, менее известных сейчас выражений. Так, в словаре поговорок В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитиной можно обнаружить следующее: прибивная колода – о зяте, принятом в дом жены, о чужом, постороннем человеке; сырая колода – о ком-то неповоротливом, нерасторопном; завести в крестьянскую колоду – внести в список крестьянских детей ребенка, родившегося не от крестьянина, а, например, от рекрута (человека, принятого на военную службу по найму или по повинности).
Легко догадаться, что одного корня с колодой и такие сущ. с негативной коннотацией, как колодки - тяжёлые деревянные оковы, надевавшиеся на осуждённых за тяжкие уголовные преступления, и колодник - закованный в колодки арестант. «Сердце русского человека отзывчиво. Колодники всегда были “несчастненькие”. Добротворчество живет в сердцах русских» (Н. К. Рерих).