«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Можно ли рассматривать правило о применении кавычек к именам собственным как исключение из более общих правил? Например, автор хочет подчеркнуть иронию и написать „кошка по кличке «Мышь»“. Корректно ли подчинять написание общему правилу об авторских кавычках при ироническом употреблении слова «мышь», или оно распространяется только на нарицательные, а собственное надо писать как любую другую кличку без кавычек?

Подскажите, нужны ли запятые в этих выражения? Объясните правила пожалуйста подробно 1. Сделаю как скажешь 2. Привезу что скажешь 3. Привезу как скажешь 4. Привезу когда скажешь 5. Сделаю как скажешь 6. Выбирай что хочешь 7. Сделаю как надо 8. Доставлю как запланировано И похожие такие формулировки

Скажите, как правильно писать название Берег слоновой кости. Спасибо!

  1. Главная
  2. Новости

Ко дню рождения Евгения Замятина

1 февраля (по старому стилю 20 января) 1884 года в семье православного священника и пианистки родился ребенок. Назвали мальчика Женей, фамилия ему досталась Замятин.

Словно вторя своему родовому имени – древнее славянское слово «замятня», от которого произошла фамилия Замятин, означало «вьюга, метель; беспокойство, волнение», – этот человек прошёл жизненный путь, полный приключений и треволнений.

Литератор много путешествовал, посетил Константинополь, Александрию, Иерусалим, принимал участие в революционном движении 1905–1907 гг., за что несколько месяцев сидел в одиночном заключении в Петербурге, был свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». В начале 1906 Замятина выслали на родину, в г. Лебедянь Тамбовской губернии, но вопреки предписанию с лета этого года и дальнейшие пять лет писатель жил в Петербурге – на нелегальном положении.

В 1911 Евгений Иванович был опять выслан, а через несколько лет амнистирован. В 1916 году, будучи выпускником кораблестроительного института, Замятин отправился в Англию, где проектировал и спускал на воду ледоколы.

Узнав, что в России пало самодержавие, Замятин решает вернуться на родину. События октября и последующая зима убивают веру писателя в революцию, однако Замятин не переходит в стан белогвардейцев, не эмигрирует из России, но он и не идет на работу к советской власти. В последующие несколько лет Евгений Иванович все меньше занимается писательской деятельностью. Однако в 1920 году Замятин заканчивает роман «Мы», ставший знаковым не только для русской, но и для мировой литературы.

Обложка первого полного издания романа на русском языке

(Издательство имени Чехова, 1952 год)

Действие произведения разворачивается в далеком будущем, приблизительно в тридцать втором веке. В романе описывается общество, живущее в жёстком тоталитарном режиме, члены которого вместо имен и фамилий имеют только букву и номер и лишены всяческой свободы.

В то время роман «Мы» стал неким пророчеством, отражающим ужас тоталитаризма, который впоследствии несколько десятилетий будет царить в Советском Союзе.

Естественно, издать роман в СССР не позволили, и в середине 20-х книга увидела свет за границей. Об этом контрреволюционном выпаде писателя советской общественности стало известно в 1929 году, после чего на родине началась откровенная травля писателя: его перестали печатать, работать он тоже не мог.

В конце концов, уставший от нападок, в 1931 году Замятин решился написать письмо И.В. Сталину, в котором просил разрешения эмигрировать:

«Для меня, как для писателя, именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли...

В советском кодексе следующей ступенью после смертного приговора является выселение преступника из пределов страны. Если я действительно преступник и заслуживаю кары, то все же, думаю, не такой тяжкой, как литературная смерть, и потому я прошу заменить этот приговор высылкой из пределов СССР – с правом для моей жены сопровождать меня. Если же я не преступник, я прошу разрешить мне вместе с женой, временно, хотя бы на один год, выехать за границу - с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова».

И приговор был изменен. Вождь позволил Евгению Ивановичу и его супруге уехать за границу. В 1931 году - Рига, Берлин, затем в феврале 1932 года писатель перебирается в Париж, где и проводит остаток своей жизни. Несмотря на переезд, Замятин не менял гражданства и хранил советский паспорт до конца своих дней.

Евгений Замятин с женой Людмилой Николаевной

Литературное наследие Замятина не ограничивается только романом «Мы»: писатель создавал повести, драмы, критические статьи и даже киносценарии! az.lib.ru - здесь Вы сможете познакомиться с текстами Евгения Ивановича или перечитать их, чтобы по-новому взглянуть на творчество этого незаурядного человека.

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • Институт Пушкина
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир