«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

«Если никто не отвечает, — должно быть, хозяева еще не вернулись» — если в таком предложении поставить тире, то постановка первой запятой (перед тире) обязательна или факультативна? Спасибо.

Что означает слово непутево?

Как правильно написать слово "ри?лтор"?

  1. Главная
  2. Новости

 «Современный русский» лучше всех!

В течение двух лет научный коллектив лингвистов Башкирского государственного педагогического университета выполнял работы по проекту «Продвижение ресурсов, связанных с изучением русского языка и образованием на русском языке, в СМИ и интернет-ресурсах». Работы проводились по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.

Коллектив БГПУ провел исследования по изучению состояния 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, оценил их эффективность и спрогнозировал развитие.

В данной статье представлены результаты мониторингового анализа образовательных сайтов по русскому языку, обоснованы критерии оценки и обозначены перспективы их использования в ходе изучения русского языка, получения образования на русском языке, а также в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием русского языка, организацией открытого образования на русском языке и осуществлением обучения русскому языку разных категорий лиц, в том числе билингвов, проживающих в полиэтнических, полилингвальных и поликонфессиональных регионах.

Мониторинг 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с преподаванием русского языка, проводился специалистами в области языкознания, информационных технологий и специального (дефектологического) образования. Для оценки состояния и эффективности русскоязычных образовательных интернет-ресурсов экспертами были определены следующие критерии:

I. Критерии, связанные с общей информацией по сайту:

1) источник информации (автор образовательного интернет-ресурса): частное / юридическое лицо, эксперт / дилетант;

2) целевая аудитория (адресат, для кого предназначен образовательный ресурс, кому он будет полезен): педагоги, преподаватели, учителя / обучаемые; владеющие / не владеющие русским языком; русскоязычные монолингвы / би- и полилингвы; школьники / студенты; гуманитарии / негуманитарии.

II. Критерии для экспертов в области языкознания.

1) достоверность, верифицируемость информации (научная / ненаучная, аргументированная / бездоказательная информация представлена на ресурсе): наличие / отсутствие ссылок на конкретные источники информации, их надежность / ненадежность);

2) актуальность, новизна информации (соответствует / не соответствует современным научным представлениям, гипотезам, теориям, знаниям); сведения современные / устаревшие;

3) объективность информации: представлена точка зрения, мнение, одного исследователя, педагога / нескольких;

4) включенность информации в социокультурный контекст: содержатся / не содержатся ссылки или упоминания о социальных, культурно-исторических событиях, фактах, явлениях, незнание которых может повлиять на уровень восприятия и осмысления информации;

5) языковая сторона информации: содержательная полнота / краткость, сложность / доступность, правильность / неправильность, логичность / алогичность; отсутствие опечаток, орфографических, грамматических, стилистических ошибок;

6) способ подачи информации: структурированность, системность / хаотичность, многообразие / однообразие; адекватность использования иллюстраций (в качестве дополнения к тексту, а не отвлекающего элемента), отсутствие негативного влияния рекламы (при её наличии) на работу;

7) разнообразие информации по типам материалов: учебные планы / учебные программы / теоретические курсы / практикумы / методические рекомендации / тесты / кейсы; текстовые / аудио- / видеоматериалы / online-курсы; интерактивность сайта.

III. Критерии для экспертов в области информационных технологий:

1) технологичность (работает ли сайт на всех платформах и браузерах; можно ли просматривать сайт на разных разрешениях);

2) юзабилити (удобство пользования);

3) внешняя ссылочная масса (ссылки, которые приводят к ресурсу).

IV. Критерии для экспертов в области специального (дефектологического) образования: • доступность информации сайта для лиц с инвалидностью и с ОВЗ.

V. Критерии для всех экспертов:

1) доступность информации (бесплатный ресурс / платный ресурс; с регистрацией или нет, информация открывается постепенно или сразу);

2) привлекательность дизайна.

 

Для выборки 300 значимых интернет-ресурсов была разработана общая логистика информационного поиска по гибридной релевантности поисковых запросов. Эксперты осуществили первичный отбор русскоязычных образовательных сайтов по признаку соответствия / несоответствия задачам проекта. Каждый эксперт по индивидуальному запросу просмотрел 200 интернет-ресурсов в поисковых системах Яндекс и Google и заполнил специальный протокол выборки.

Для формирования электронной базы данных по мониторингу русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, был создан специальный сайт «Автоматизированная система сравнительной оценки», на котором в соответствующих функциональных разделах осуществлялась экспертная оценка по перечисленным выше критериям.

Мониторинг русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, показал, что высокие баллы по большинству критериев получили следующие веб-сайты:

 

1 - Современный русский. Международный информационно-просветительский проект.

2 - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.

3 – Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех.

4 - РОПРЯЛ – Российское общество преподавателей русского языка и литературы.

5 - Институт русского языка и культуры.

6 - Портал «Образование на русском».

7 - Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

8 - Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ.

9 - Портал ЕГЭ.

10 - Научная электронная библиотека «Киберленинка».

11 - МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

12 - Информационный портал фонда «Русский мир».

13 - Институт развития образования Республики Башкортостан.

14 - Культура письменной речи.

15 - Могу писать. Уроки русского языка.

Электронная база данных по результатам проведённого мониторингового исследования была размещена на сайте БГПУ и интернет-портале «Образование на русском» Министерства образования и науки РФ, что открывает новые возможности для поддержки и развития русского языка как государственного, родного, неродного, иностранного, сопровождения его изучения разными категориями лиц, оказания учебно-методической помощи педагогам в применении на занятиях русского языка интерактивных методов обучения, использовании информационных технологий и интернет-ресурсов.

 

Литература, использованная авторами статьи:

1. Мильруд, Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре [Текст] / Р.П. Мильруд // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5. – С. 211–217.

2. Зинина, Т.Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка [Текст] / Т.Ф. Зинина // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 957–960.

3. Барт, М.В. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве [Текст] / М.В. Барт, М.А. Габова // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – № 9. – С. 91–100.

4. Богомолов, А.Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / А.Н. Богомолов // Вестник ЦМО МГУ. Методика. – 2009. – № 1. – С. 40–44.

5. Никитенко, З.Н. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / З.Н. Никитенко, В.Д. Янченко, Е.А. Никитенко, А.Д. Дейкина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 7–19. – Режим доступа: vestnik.nspu.ru  –

6. Бадрах, А. К вопросу о функционировании русского языка в интернет-среде [Текст] / А. Бадрах, Ц. Ширнэн // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (27). – С. 134–141. Режим доступа: vestnik.nspu.ru

7. Морослин, П.В. Язык Интернета как объект лингвистических исследований [Текст] / П.В. Морослин // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. – 2009. – № 3. – С. 10–17.

8. Кононенко, И.С. Жанровые аспекты классификации веб-сайтов [Текст] / И.С. Кононенко, Е.А. Сидорова // Программная инженерия. – 2015. – № 8. – С. 32–40.

9. Морослин, П.В. К вопросу о жанровой классификация ресурсов Интернета [Текст] / П.В. Морослин // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2010. – № 8. – С. 154–160.

10. Азимов, Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) [Текст] / Э.Г. Азимов // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2014. – № 4. – С. 124–129.

11. Бондарева, О.В. Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному [Текст] / О.В. Бондарева, Л.Б. Белоглазова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 2. – С. 102–103.

12. Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / М.Б. Лебедева, Т.В. Семенова // Человек и образование. – 2013. – № 1 (34). – С. 117–122.

13. Никуличева, Н.В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Никуличева // Высшее образование в России. – № 9. – 2009. – С. 115–119.

14. Савицкая, Г.В. Социальные сети как инструмент изучения русского языка [Текст] / Г.В. Савицкая // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 102–104.

15. Юринова, Е.А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Юринова // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – Режим доступа: naukovedenie.ru

16. Ярославская, И.И. Методика создания учебных материалов по русскому языку как иностранному (с помощью ресурсов Интернета) [Текст] / И.И. Ярославская // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – С. 80–83.

17. Назарова, Л.В. Разработка учебно-методических материалов на основе образовательных информационных технологий [Текст] / Л.В. Назарова, Г.М. Гринберг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 6. – С. 425–426.

18. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э.Г. Азимов. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 352 с.

20. Сидорова, А.Г. Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края) [Электронный ресурс] / А.Г. Сидорова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9 (17). – С. 44. – Режим доступа: ej.soc-journal.ru

 

Ссылки на лучшие ресурсы по русскому языку:

1. Современный русский. Международный информационно-просветительский проект [Электронный ресурс]. Режим доступа:oshibok-net.ru.

2. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: pushkin.institute.

3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс]. Режим доступа: gramota.ru.

4. РОПРЯЛ – Российское общество преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ropryal.ru.

5. Институт русского языка и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: irlc.msu.ru.

6. Портал «Образование на русском» [Электронный ресурс]. Режим доступа: pushkininstitute.ru.

7. Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: uchitel-slovesnik.ru.

8. Портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ege.edu.ru.

9. Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// eor.pushkininstitute.ru.

10. Портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ege.edu.ru.

11. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru.

12. МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.mapryal.org.

13. Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// russkiymir.ru.

14 Институт развития образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа:irorb.ru.

15 Манускриптъ [Электронный ресурс]. Режим доступа: mns.udsu.ru.

 

Материалы исследования подробнее представлены здесь: cyberleninka.ru

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • День словаря
  • Словари 21 века