«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Поздравьте меня(!)(,) Я сегодня опозорилась

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в книге по философии понятие "мировая душа" как лучше написать (должны ли быть в этом слове заглавные буквы или нет? Следует ли его заключать в кавычки?): Мировая душа, Мировая Душа, мировая душа (соответственно "Мировая душа" ...). Пример контекста: "И.Г. Гердер понимает природный универсум как прогресс совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем к сверхчувственной «мировой душе» (это верное оформление?), считая при этом основной сплачивающей силой общества культуру, внутренней сущностью которой выступает язык".

Генеральный директор - с маленькой или большой буквы?

  1. Главная
  2. Новости

 «Современный русский» лучше всех!

В течение двух лет научный коллектив лингвистов Башкирского государственного педагогического университета выполнял работы по проекту «Продвижение ресурсов, связанных с изучением русского языка и образованием на русском языке, в СМИ и интернет-ресурсах». Работы проводились по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.

Коллектив БГПУ провел исследования по изучению состояния 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, оценил их эффективность и спрогнозировал развитие.

В данной статье представлены результаты мониторингового анализа образовательных сайтов по русскому языку, обоснованы критерии оценки и обозначены перспективы их использования в ходе изучения русского языка, получения образования на русском языке, а также в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием русского языка, организацией открытого образования на русском языке и осуществлением обучения русскому языку разных категорий лиц, в том числе билингвов, проживающих в полиэтнических, полилингвальных и поликонфессиональных регионах.

Мониторинг 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с преподаванием русского языка, проводился специалистами в области языкознания, информационных технологий и специального (дефектологического) образования. Для оценки состояния и эффективности русскоязычных образовательных интернет-ресурсов экспертами были определены следующие критерии:

I. Критерии, связанные с общей информацией по сайту:

1) источник информации (автор образовательного интернет-ресурса): частное / юридическое лицо, эксперт / дилетант;

2) целевая аудитория (адресат, для кого предназначен образовательный ресурс, кому он будет полезен): педагоги, преподаватели, учителя / обучаемые; владеющие / не владеющие русским языком; русскоязычные монолингвы / би- и полилингвы; школьники / студенты; гуманитарии / негуманитарии.

II. Критерии для экспертов в области языкознания.

1) достоверность, верифицируемость информации (научная / ненаучная, аргументированная / бездоказательная информация представлена на ресурсе): наличие / отсутствие ссылок на конкретные источники информации, их надежность / ненадежность);

2) актуальность, новизна информации (соответствует / не соответствует современным научным представлениям, гипотезам, теориям, знаниям); сведения современные / устаревшие;

3) объективность информации: представлена точка зрения, мнение, одного исследователя, педагога / нескольких;

4) включенность информации в социокультурный контекст: содержатся / не содержатся ссылки или упоминания о социальных, культурно-исторических событиях, фактах, явлениях, незнание которых может повлиять на уровень восприятия и осмысления информации;

5) языковая сторона информации: содержательная полнота / краткость, сложность / доступность, правильность / неправильность, логичность / алогичность; отсутствие опечаток, орфографических, грамматических, стилистических ошибок;

6) способ подачи информации: структурированность, системность / хаотичность, многообразие / однообразие; адекватность использования иллюстраций (в качестве дополнения к тексту, а не отвлекающего элемента), отсутствие негативного влияния рекламы (при её наличии) на работу;

7) разнообразие информации по типам материалов: учебные планы / учебные программы / теоретические курсы / практикумы / методические рекомендации / тесты / кейсы; текстовые / аудио- / видеоматериалы / online-курсы; интерактивность сайта.

III. Критерии для экспертов в области информационных технологий:

1) технологичность (работает ли сайт на всех платформах и браузерах; можно ли просматривать сайт на разных разрешениях);

2) юзабилити (удобство пользования);

3) внешняя ссылочная масса (ссылки, которые приводят к ресурсу).

IV. Критерии для экспертов в области специального (дефектологического) образования: • доступность информации сайта для лиц с инвалидностью и с ОВЗ.

V. Критерии для всех экспертов:

1) доступность информации (бесплатный ресурс / платный ресурс; с регистрацией или нет, информация открывается постепенно или сразу);

2) привлекательность дизайна.

 

Для выборки 300 значимых интернет-ресурсов была разработана общая логистика информационного поиска по гибридной релевантности поисковых запросов. Эксперты осуществили первичный отбор русскоязычных образовательных сайтов по признаку соответствия / несоответствия задачам проекта. Каждый эксперт по индивидуальному запросу просмотрел 200 интернет-ресурсов в поисковых системах Яндекс и Google и заполнил специальный протокол выборки.

Для формирования электронной базы данных по мониторингу русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, был создан специальный сайт «Автоматизированная система сравнительной оценки», на котором в соответствующих функциональных разделах осуществлялась экспертная оценка по перечисленным выше критериям.

Мониторинг русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, показал, что высокие баллы по большинству критериев получили следующие веб-сайты:

 

1 - Современный русский. Международный информационно-просветительский проект.

2 - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.

3 – Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех.

4 - РОПРЯЛ – Российское общество преподавателей русского языка и литературы.

5 - Институт русского языка и культуры.

6 - Портал «Образование на русском».

7 - Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

8 - Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ.

9 - Портал ЕГЭ.

10 - Научная электронная библиотека «Киберленинка».

11 - МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

12 - Информационный портал фонда «Русский мир».

13 - Институт развития образования Республики Башкортостан.

14 - Культура письменной речи.

15 - Могу писать. Уроки русского языка.

Электронная база данных по результатам проведённого мониторингового исследования была размещена на сайте БГПУ и интернет-портале «Образование на русском» Министерства образования и науки РФ, что открывает новые возможности для поддержки и развития русского языка как государственного, родного, неродного, иностранного, сопровождения его изучения разными категориями лиц, оказания учебно-методической помощи педагогам в применении на занятиях русского языка интерактивных методов обучения, использовании информационных технологий и интернет-ресурсов.

 

Литература, использованная авторами статьи:

1. Мильруд, Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре [Текст] / Р.П. Мильруд // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5. – С. 211–217.

2. Зинина, Т.Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка [Текст] / Т.Ф. Зинина // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 957–960.

3. Барт, М.В. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве [Текст] / М.В. Барт, М.А. Габова // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – № 9. – С. 91–100.

4. Богомолов, А.Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / А.Н. Богомолов // Вестник ЦМО МГУ. Методика. – 2009. – № 1. – С. 40–44.

5. Никитенко, З.Н. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / З.Н. Никитенко, В.Д. Янченко, Е.А. Никитенко, А.Д. Дейкина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 7–19. – Режим доступа: vestnik.nspu.ru  –

6. Бадрах, А. К вопросу о функционировании русского языка в интернет-среде [Текст] / А. Бадрах, Ц. Ширнэн // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (27). – С. 134–141. Режим доступа: vestnik.nspu.ru

7. Морослин, П.В. Язык Интернета как объект лингвистических исследований [Текст] / П.В. Морослин // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. – 2009. – № 3. – С. 10–17.

8. Кононенко, И.С. Жанровые аспекты классификации веб-сайтов [Текст] / И.С. Кононенко, Е.А. Сидорова // Программная инженерия. – 2015. – № 8. – С. 32–40.

9. Морослин, П.В. К вопросу о жанровой классификация ресурсов Интернета [Текст] / П.В. Морослин // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2010. – № 8. – С. 154–160.

10. Азимов, Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) [Текст] / Э.Г. Азимов // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2014. – № 4. – С. 124–129.

11. Бондарева, О.В. Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному [Текст] / О.В. Бондарева, Л.Б. Белоглазова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 2. – С. 102–103.

12. Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / М.Б. Лебедева, Т.В. Семенова // Человек и образование. – 2013. – № 1 (34). – С. 117–122.

13. Никуличева, Н.В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Никуличева // Высшее образование в России. – № 9. – 2009. – С. 115–119.

14. Савицкая, Г.В. Социальные сети как инструмент изучения русского языка [Текст] / Г.В. Савицкая // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 102–104.

15. Юринова, Е.А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Юринова // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – Режим доступа: naukovedenie.ru

16. Ярославская, И.И. Методика создания учебных материалов по русскому языку как иностранному (с помощью ресурсов Интернета) [Текст] / И.И. Ярославская // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – С. 80–83.

17. Назарова, Л.В. Разработка учебно-методических материалов на основе образовательных информационных технологий [Текст] / Л.В. Назарова, Г.М. Гринберг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 6. – С. 425–426.

18. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э.Г. Азимов. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 352 с.

20. Сидорова, А.Г. Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края) [Электронный ресурс] / А.Г. Сидорова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9 (17). – С. 44. – Режим доступа: ej.soc-journal.ru

 

Ссылки на лучшие ресурсы по русскому языку:

1. Современный русский. Международный информационно-просветительский проект [Электронный ресурс]. Режим доступа:oshibok-net.ru.

2. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: pushkin.institute.

3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс]. Режим доступа: gramota.ru.

4. РОПРЯЛ – Российское общество преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ropryal.ru.

5. Институт русского языка и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: irlc.msu.ru.

6. Портал «Образование на русском» [Электронный ресурс]. Режим доступа: pushkininstitute.ru.

7. Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: uchitel-slovesnik.ru.

8. Портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ege.edu.ru.

9. Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// eor.pushkininstitute.ru.

10. Портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ege.edu.ru.

11. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru.

12. МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.mapryal.org.

13. Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// russkiymir.ru.

14 Институт развития образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа:irorb.ru.

15 Манускриптъ [Электронный ресурс]. Режим доступа: mns.udsu.ru.

 

Материалы исследования подробнее представлены здесь: cyberleninka.ru

Проверка слова Все сервисы
  • Грамота ру
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Словари 21 века
  • Институт Пушкина
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»