«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Есть(?) где развернуться.

«Проверьте и, если этот вариант не подойдет, попробуйте другой» – правильно ли я понимаю, что в таких случаях запятая после «и» нужна, потому что продолжения «то» нет, придаточную часть можно опустить, не разрушая формальную структуру предложения? А то, что при таком изъятии придаточной части появятся смысловые нестыковки («другой» связан со словом «вариант»), не имеет значения? Заранее спасибо.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли говорить и писать "со скрипом в зубах", а не только "скрипя зубами"?

  1. Главная
  2. Новости

Один на один с учеником

Можно сказать, что современный преподаватель русского языка как иностранного на все руки мастер: он должен уметь работать со студентами разных уровней и из разных стран, владеть элементами психологии, помнить о теоретических основах методики преподавания русского языка и иностранных языков и применять их на практике, уметь работать офлайн и онлайн, в группах и индивидуально… 

В нашей статье мы поговорим об одном из умений преподавателя русского языка, а именно умении работать один на один со студентом, проводить индивидуальные уроки.

Многие педагоги совмещают преподавание в языковой школе или университете с индивидуальным обучением. Давайте обсудим, чем именно отличаются эти занятия от групповых.

  • Материалы. Материалы, которые подходят для уроков в группе, не всегда подходят для индивидуально обучающихся студентов, и это логично. В учебниках есть много заданий, рассчитанных на составление диалогов или работу в группе из 2-3 человек, последнее особенно касается финальных заданий к каждому уроку учебника. Финальные задания (например, составление маршрутов, ментальных карт, историй по картинкам и пр.) студент выполнять может, но в индивидуальном порядке. Стоит отметить, что при индивидуальном обучении преподаватель должен обратить особое внимание на коммуникативную составляющую курса: диалоги обязательно должны разыгрываться, причём в данном случае преподаватель должен принимать в них участие. Кроме этого, часто бывает так, что студент, занимающийся индивидуально, продвигается быстрее, т.к. у него нет “тормозящих” и отвлекающих факторов. Поэтому часто преподавателю нужно готовить большее количество дополнительного материала, рабочих листов, иллюстраций и пр. для уроков. Это также связано с тем, что материалы для частных уроков индивидуальны, их содержание зависит от уровня студента, его грамматических и лексических “лакун”.
  • Игры. Если мы говорим об особом виде материалов, а именно об играх, то, конечно, при их проведении на индивидуальных занятиях всё меняется. У нас больше нет возможности делить студентов на группы и организовывать конкурсы и викторины. Тем не менее, мы можем играть со студентами в “игры-бродилки” и игры, связанные со словесным творчеством - например, с описанием сюжетных картинок из виммельбухов, загадками по картинкам и иллюстрациям и т.д. При этом преподавателю необходимо принимать участие в играх наряду со студентом, становясь его напарником и компаньоном. Это ключевой момент игры. Безусловно, учителю в данном случае нужно “подстраивать” свой уровень языка под определённую лексико-коммуникативную ситуацию. Игра на индивидуальных уроках снимает барьер между преподавателем и студентом.
  • Темп и процесс обучения. Очень сложно понять, каким будет темп обучения на индивидуальных занятиях по сравнению с уроками в группе, так как это напрямую зависит от способностей студента к языкам, его уровня, его мотивации к обучению и количества занятий в неделю. Иногда темп бывает более быстрым, иногда более медленным. Преподаватель должен именно “почувствовать”, каким будет темп его уроков, и в зависимости от результатов анализа предложить студенту индивидуальную программу - основной учебник, дополненный пособиями по грамматике, а также книгой для чтения. Обычно учебника и пособий бывает мало для индивидуальных занятий, так что педагог должен разработать специальную программу, основанную на рабочих листах, иллюстративном материале, играх и пр. На индивидуальных уроках педагог является для студента не только преподавателем, но и ментором, который объясняет студенту, как построить процесс обучения, как изучать определённые темы. В этом состоит одно из преимуществ индивидуального обучения по сравнению с обучением в группе.
  • Развитие навыков говорения. Стоит отметить, что на индивидуальных занятиях у студента есть больше возможностей развить навыки говорения, причём речь идёт как о спонтанном говорении, так и об упражнениях, специально подготовленных преподавателем. В начале каждого урока ученик обычно рассказывает, как у него дела, какие новости, что он делал в последнее время. Важно, чтобы педагог также немного рассказал о себе, таким образом, студент привыкает к спонтанной русской речи, а также развивает навыки аудирования и коммуникации. Данный диалог продолжается 10-15 минут в начале каждого урока. Тем не менее, на уроках один на один как у педагога, как и у студента есть опасность “скатиться” в постоянную спонтанную речь. Этого делать нельзя, так как в данном случае прекращается развитие других навыков студента.
  • Функция доски. Как мы все знаем, классная доска является одним из основных учебных элементов во время проведения уроков в группе. Если мы проводим индивидуальные уроки, аналог классной доски также должен быть. Это может быть белый лист бумаги, на котором педагог пишет ручкой, это может быть также маленькая доска, установленная в комнате специально для уроков русского языка. На онлайн-уроках можно пользоваться виртуальными досками - например, гугл-документами, содержанием которых можно поделиться со студентом. Доска является важнейшим способом организации материала на уроке и в сознании студента, не стоит пренебрегать этим важнейшим инструментом структурирования и анализа информации. С помощью доски мы активизируем ассоциативную память студентов, особенно если мы вводим новый лексико-грамматический материал при помощи иллюстраций, которые создаёт сам педагог. Основным преимуществом использования доски на индивидуальных уроках является то, что студент может принимать активное участие в написании материала на доске, делать свои пометки и иллюстрации.
  • Индивидуальная работа с психологической точки зрения. Преподавателю необходимо обратить внимание на то, что на уроках один на один всё внимание педагога обращено на студента, а всё внимание студента - на педагога. Поэтому порой бывает непросто проводить такие уроки, особенно если перед нами стеснительный студент, не склонный к коммуникации. Некоторые студенты даже не осмеливаются смотреть преподавателю в глаза. В группе такие студенты просто уклоняются от общения, и это не так заметно. На индивидуальных уроках “выплывает” не только несклонность к коммуникации (которая может возникать и со стороны преподавателя, с чем обязательно нужно бороться), но и другие психологические проблемы студентов: нервозность, депрессия и пр. К сожалению, может наблюдаться и психологическая несовместимость преподавателя и студента, когда они как будто “на разных волнах” и вызывают друг у друга раздражение. В данном случае педагог и студент (каждый со своей стороны) должны проанализировать целесообразность такого обучения и оценить,  насколько данная несовместимость вредит процессу обучения. В остальных случаях педагог должен оказывать и психологическую помощь студентам, испытывающим трудности с личным общением. При этом уроки ни в коем случае не должны превращаться в психологические консультации, т.к. в данном случае они сразу же становятся крайне неэффективными. Педагог должен уметь превратить даже эти, личные, вопросы в рабочий материал, уметь снять барьер между ним и студентом в любой, даже самой сложной ситуации. Если студент не хочет разговаривать на уроках, не стоит на него сильно “давить”. Нужно посмотреть, с чем связана эта несклонность к общению, а потом уже принимать решение о тактике обучения. Часто такие студенты не хотят общаться “спонтанно”, но прилежно выполняют упражнения на развитие определённых коммуникативных навыков.
  • Помещение. Индивидуальные уроки часто проводятся вне учебной обстановки, т.е. не в языковом центре, школе или университете, а дома или в кафе. Преподавателю и студенту нужно обязательно постараться воссоздать атмосферу уроков русского языка в том месте, где студент занимается. Это не обязательно должен быть кабинет студента или преподавателя, но лучше, чтобы в помещении было достаточно места для занятий:  большой стол для материалов преподавателя и студента, стулья (лучше, чтобы это не были диваны и кресла) для ученика и для педагога, небольшая доска (если это возможно). Интересно также повесить плакаты на русском языке, учебные и развлекательные. Важно, чтобы студент и педагог сидели на оптимальном расстоянии друг от друга. Хорошо, если на уроках используется компьютер или планшет с подключением к интернету, т.к. это расширяет круг возможностей студента, который может смотреть видео, выполнять интерактивные упражнения, читать тексты, смотреть карты, фотографии и иллюстрации и пр.
  • Использование новых технологий. На индивидуальных уроках педагогу проще создавать и предлагать студенту дополнительные упражнения и задания, которые можно выполнять через интернет; данный приём разнообразит частные уроки. Студент может работать с большим количеством учебных и аутентичных текстов, слушать подкасты, смотреть видео, выполнять интерактивные упражнения, разрабатывать маршруты по виртуальным картам, создавать облака слов и ментальные карты и т.д.

Многим педагогам с большим опытом проведения частных уроков наверняка есть что добавить к изложенному. Мы же со своей стороны постарались максимально подробно обозначить основные особенности индивидуальной работы со студентами, а также рассмотреть преимущества и недостатки данного вида обучения русскому языку как иностранному.

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир