«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, верно ли в данном четверостишии отсутствует запятая перед последним словом ("и цветам"). Если да, то какое правило здесь действует? Давайте радоваться звездам, Луне, и солнцу, и ветрам, И винограда спелым гроздьям, Веселым песням и цветам.

Согласно какому правилу ставится запятая после однажды? Однажды, прямо на моих глазах, Сергей уступил дорогу пешеходу.

Как сказать, 50 грамм или граммов?

  1. Главная
  2. Новости

Диалоги о свободе

Всероссийский междисциплинарный семинар «Встречи и диалоги в смысловом поле культуры» пройдет 8-10 февраля в Городском музее «Искусство Омска». Организаторы мероприятия - кафедра литературы и культурологии Омского государственного педагогического университета, Городской музей «Искусство Омска», Омская государственная областная библиотека им. Пушкина. К участию приглашаются специалисты-гуманитарии и все заинтересованные в обсуждении проблемы свободы/несвободы в историческом, литературном и лингвокультурологическом контекстах. Все мероприятия будут проходить на одной площадке: г. Омск, ул. Партизанская, 5а, литера М, Омская крепость, Городской музей «Искусство Омска».  

В качестве основной на обсуждение выносится проблема свободы в разных аспектах:

· Решение проблемы свободы в современной философской мысли.

· Антиномия свободы и необходимости: варианты ее претворения в истории культуры и в современном мире; границы необходимости и свободы, гарантирующие оптимальную жизнеспособность системы (живой природы, государства, этноса, культуры, религии и т.п.).

· Социальные, политические, профессиональные аспекты проблемы; свобода и закон.

· Обусловленность проблемы свободы спецификой национального менталитета: духовно-психологические причины и механизмы, провоцирующие влечение к свободе или отказ от нее; шансы и ресурсы внутренней свободы в ситуации государственного диктата и т.п.

· Лингвокультурологический подход к проблеме: семантическое древо «свободы», его позитивные и негативные коннотации.

· Художественное творчество как наиболее органичная сфера реализации личностной свободы; осмысление проблемы свободы в литературе, искусстве, кино; свобода в традиции и свобода от традиций; присвоение искусства властью и способы защиты творческой свободы.

· Для начинающих ученых (магистрантов и аспирантов) планируется особая симпосиональная встреча под знаком "Куда тебя влечет свободный ум". Если вы соскучились по живому научному общению, ждём!

 

Программа семинара

Встреча участников семинара: 8 февраля, пятница, 14:00, Городской музей «Искусство Омска».

14.00-14.50. Приветственное слово: Тимкова Лариса Александровна, директор Городского музея «Искусство Омска».

Знакомство с пространством музея, доклад с экскурсией «Музей в крепости: из истории здания»: Ситников Александр Сергеевич (мл. науч. сотрудник Городского музея «Искусство Омска»).

Обзор музейных выставок («Пленэр – 2018», выставка Игоря Николаева «Арт-раз-морозка», выставка Омской Арт-резиденции «Господин С»): Гараева Анастасия Леонидовна (замдиректора по научн. и выставочн. работе Городского музея «Искусство Омска»).

Рабочий режим семинара не предполагает деление на секции, между блоками выступлений, сгруппированных по степени близости материала, предусмотрены симпосиональные разрядки-паузы для свободного обмена мнениями.

15.00-16.45

I. Проблема свободы в свете традиционных представлений и государственных идеологем

1. Акелькина Елена Алексеевна (д.ф.н., проф., директор Омского регион. центра изучения тв-ва Ф.М. Достоевского (ОмГУ). Тема национального менталитета в эссе Г. С. Померанца «Европейская свобода и русская воля».

2. Козлова Наталья Константиновна (д.ф.н., фольклорист, доц. каф. литературы и культурологии ОмГПУ). Свобода выбора человека - героя быличек, легенд, преданий.

3. Щербакова Наталья Николаевна (д.ф.н., лингвист, проф. каф. предметных технологий начального и дошкольного образования ОмГПУ). «Ребро Адама» - к истории представления о вторичности женского начала через призму русского исторического словообразования.

4. Проданик Надежда Владимировна (к.ф.н., доц. каф. литературы и культурологии ОмГПУ). Книга в творческом и мемуарном наследии поэтов-декабристов и поэта-студента: обретение свободы в «печальном климате».

5. Физиков Вадим Михайлович (к.ф.н., литер. критик.). Публицистические мифы о советской России Б. Пантелеймонова.

*** Кофе-пауза

17.00-19.00

II. Жанровые и стилевые формы выражения творческой свободы художника

1. Учакина Валентина Михайловна (асп. каф. русской и зарубежной лит. ОмГУ). Эссе Константина Бальмонта как свободное самопознание.

2. Гаврилов Виктор Викторович (к.ф.н., доц. каф. филолог. образования и журналистики СПГУ, Сургут). Творчество Н. Глазкова как апология свободы.

3. Коптева Элеонора Ивановна (д.ф.н., зав. каф. литературы и культурологии ОмГПУ). Свобода творческого самовыражения: о специфике образной реальности в книге М. Петросян «Дом, в котором ...».

4. Саврушева Маргарита Ивановна (к. философ. н., зав. сектором истории библиотечного отдела «Центр краеведческой информации» ОГОНБ имени А. С. Пушкина). Движение Свободных театров от Парижа до Омска.

5. Григорян Элиза (асп. каф. русской и зарубеж. лит. ОмГУ). Современная литература: проблема определения пространства и границ в условиях средств массовой коммуникации.

 

9 февраля, суббота.

10. 00 – 13. 00

III. Социально-политические, региональные, профессиональные аспекты проблемы свободы

1. Сорокин Алексей Петрович (историк, краевед, зам. дир. по науч. работе ОГОНБ имени А. С. Пушкина). Омск столетие назад: провинциальная столица или столица в провинции (по материалам книжных выставок).

2. Бакулина Светлана Дмитриевна (канд. культурологии, доц. каф. литературы и культурологии ОмГПУ). Изучаем окраины с бескрайним интересом: о концепции путеводителя «Омские окраины» как актуальном подходе к изучению региональной культуры.

3. Груздов Евгений Владимирович (культуролог, ст. науч. сотр. музея им. М.А. Врубеля). Мифология современного искусства в Омске.

4. Гараева Анастасия Леонидовна (культуролог, зам. дирек. по науч. и выстав. работе Городского музея «Искусство Омска»). О двух творческих замыслах музея: выставочный проект «Сезон Свободы» и энциклопедический интернет-проект «Омская арт-энциклопедия городского пространства».

5. Наумов Сергей Сергеевич (асп. каф. соврем. отеч. истории и историографии ОмГУ). Прорыв к свободе: феномен гласности в публицистике времён перестройки (1985-1991 гг.).

6. Чуркин Михаил Константинович (д.и.н., проф. каф. отечеств. истории ОмГПУ). «Служить бы рад…»: научно–образовательная повседневность историка в условиях современной коммеморативной политики.

7. Ласкина Наталья Олеговна (к.ф.н., директор образов. центра «Открытая кафедра», Новосибирск), Корниенко Светлана Юрьевна (д.ф.н., проф. НГПУ). Читательские практики за границами академического мира: опыт «Открытой кафедры» в филологической рефлексии.

 

14.30 – 20.00

IV. Концепты, сюжеты и мотивы, образный язык свободы в литературе и искусстве

1. Асоян Арам Айкович (д.ф.н., проф. каф. искусствоведения СПбГУП, Санкт-Петербург). Энкратейя, или В защиту поэзии.

2. Корниенко Светлана Юрьевна (д.ф.н., проф. НГПУ, Новосибирск). «Самый вольный самовол»: пушкинский миф в поэтической автоинтерпретации (случай Марины Цветаевой).

3. Подворная Алла Владимировна (к.ф.н., доц. каф. литературы и культурологии ОмГПУ). Метафора «сумерки свободы» О. Мандельштама: варианты прочтения.

4. Маштакова Любовь Владиславовна (к.ф.н., науч. сотр. Ин-та истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург). Творческая свобода и историческая обусловленность: Вяч. Иванов и Ю. Верховский в 1940-е гг.

*** Кофе-пауза

5. Киричук Елена Владиленовна (д.ф.н., проф. каф. русской и зарубежной лит. ОмГУ). Образ усталого поэта в лирике С. Малларме.

6. Ласкина Наталья Олеговна (к.ф.н., директор образоват. центра «Открытая кафедра», Новосибирск). Отнять и вернуть свободу: к интерпретации сюжета пленения у Пруста.

7. Овсиенко Анастасия Александровна (препод. каф. русской и зарубежной лит. ОмГУ). Феномен граничности в художественной литературе как способ выражения творческой свободы (на материале тв-ва Г. Майринка).

8. Бердникова Ирина Владимировна (к.ф.н., доц. каф. англ. яз. ОмГПУ). Политическая экстраваганза Ивлина Во.

9. Биякаева Алина Викторовна (к. ф. н., преп. ОАИИ).

Судьба, свободная воля и трагическая ошибка в романе Д. Тартт «Тайная история».

10. Макшеева Наталья Вячеславовна (к.ф.н, семиотик, доц. каф. литературы и культурологии ОмГПУ). Формула свободы в творчестве Ч.Чаплина.

11. Комарова Елена Эрнстовна (к. искусствоведения, музыковед, доц. ОмГУ). Образ «Свободы» как итог симфонической концепции.

12. Подкорытова Татьяна Ивановна (к.ф.н., культуролог от филологии). Метафора как гарант истины и свободы.

13. Савельев Вадим Борисович (философ, независимый исследователь). Современный художник и (не)желание свободы.

*** Итоговый симпосион второго дня (обмен мнениями по докладам и предложения по тематике будущих семинаров).

 

10 февраля, воскресенье. 10.00-13.00

V. «Куда тебя влечет свободный ум», или Встреча с будущим (исследования магистрантов, студентов по зарубежной и русской литературе)

1. Шереметова Анна, магистрант каф. русской и зарубежной литературы ОмГУ (науч. рук. - д.ф.н. Е.В. Киричук). Влияние куртуазной, христианской и мифопоэтической традиций на мотивы в поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим».

2. Гущина Татьяна, магистрант каф. англ. яз. ОмГПУ (науч. рук. - к.ф.н. И.В. Бердникова). Синкретизм в постмодернистской притче (по роману Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах»).

3. Толкачева Елизавета, магистрант каф. англ. яз. ОмГПУ (науч. рук. - к.ф.н. И.В. Бердникова). Magnum opus Д. Ф. Уоллеса «Бесконечная шутка»: Либертина как символ консьюмеризма.

4. Подоляк Светлана, магистрант каф. русской и зарубеж. лит. ОмГУ (науч. рук. - д.ф.н. Е.В. Киричук). Тема свободы в романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».

5. Горбенко Юлия, магистрант каф. англ. яз. ОмГПУ (науч. рук. - к.ф.н. И.В. Бердникова). Антиномия судьбы и свободы выбора в романе Томаса Пинчона “V”.

6. Жарков Александр, магистрант каф. лит. и культурологии ОмГПУ, (науч. рук. - канд. культурологии С.Д. Бакулина). Мифологический аспект дворового искусства: основные сюжеты и актуальные трактовки.

7. Сивокина Дарья, магистрант каф. лит. и культурологии ОмГПУ (науч. рук. - к.ф.н. Н. В. Проданик). Роман М. Петросян «Дом, в котором...»: парадоксы сюжетно-композиционных решений.

8. Кондакова Арина, студентка 3 к. филфака ОмГПУ (науч. рук. - д.ф.н. Э. И. Коптева). Комментарий к стихотворению Н. Соколова «Памяти Достоевского».

 

Контактные телефоны: 8(3812)23-37-73 (кафедра литературы и культурологии); 89131479139 (А.В. Подворная); 89059424928 (Н.В. Проданик).

Проверка слова Все сервисы
  • Институт Пушкина
  • Грамота ру
  • День словаря
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века