«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Словосочетание "Московский/любой другой городской регион" пишется с большой буквы или с маленькой?

Вопрос по поводу сочленения союзов, союзных слов, вводных слов. "И когда мы пошли туда, выяснилось, что там ничего нет", "И соответственно мы узнали, как это должно было быть оформлено", "Но если попросить выписку, окажется, что дом не зарегистрирован на садовом участке". Вот эти "и когда", "и соответственно", "но если" как запятыми оформляться должны? Спасибо!

"Расскажите вкратце, как все было и чем дело кончилось" – тут все правильно с точки зрения пунктуации? Заранее огромное спасибо!

  1. Главная
  2. Новости

Учитель, в чём твоя ошибка?

Модератор группы Преподаватели РКИ (Russian language teachers) Юлия Амлинская пригласила коллег порассуждать на тему ошибок в организации образовательного процесса (иногда учителю полезно посмотреть на себя со стороны, чтобы устранить недочёты в собственной деятельности). Нам это показалось интересным. С разрешения модератора публикуем список проблем, названных практикующими преподавателями русского языка. Надеемся, что это самокритичное перечисление педагогических промахов поможет не только начинающим, но и опытным преподавателям более эффективно осуществлять работу со студентами. Итак, успешной работе может мешать следующее:

  1. Преподаватель говорит постоянно сам, не давая высказаться ученикам, перебивает их.
  2. Преподаватель всё время исправляет все ошибки в потоке речи студента, отвлекаясь на объяснения, тем самым прерывая сам процесс говорения.
  3. Преподаватель не учитывает интересы ученика и предлагает неинтересные темы.
  4. Преподаватель не проверяет домашние задания (зачем тогда их давать?).
  5. Преподаватель не слушает монологи студентов (особенно на высоком уровне владения языком).
  6. Преподаватель даёт задания на говорение, на которые можно ответить да (нет), особенно на среднем и высоком уровне.
  7. Смеётся над произношением студентов и над их ошибками в устной речи.
  8. При работе в группе даёт высказаться сильным студентам и не даёт - слабым.
  9. Не умеет активно слушать (параллельно что-то делает и лишь кивает), а ведь мотивирующее слушание очень важно.
  10. Допускает чрезмерное использование языка-посредника (особенно на среднем и высоком уровне).
  11. Преподаватель сам калькирует речь студентов и «криво» изъясняется по-русски.
  12. Спешит с введением темы, недостаточное количество времени выделяя на отработку полученных навыков и вывод в свободную речь.
  13. Даёт слишком много упражнений без устной речевой отработки.
  14. Бывает, что при тщательной подготовке, казалось бы, интересной темы и материалов, понимаешь уже на уроке, что тема не так работает, как ожидалось.
  15. Практика устной речи подменяется чтением вслух.
  16. Используются неинтересные тексты.
  17. На занятиях отсутствует игровой момент.
  18. На занятиях нет состязательности.
  19. Тексты основаны на чуждых студентам реалиях (географических или культурных).
  20. Не поощряется желание студентов дискутировать.
  21. Не учитываются пожелания студентов при выборе тем для индивидуальных заданий.
  22. Нет разнообразия упражнений на говорение на занятиях, нет смены деятельности. Нет работы в группах и парах.
  23. На уроке нет четкого целеполагания.
  24. Урок перенасыщен материалами, которые спокойно можно было бы разделить на 2 (3, 4) занятия.
  25. Отсутствие "фана" (веселья, развлечений), только "полезности".
  26. Бывает и отсутствие полезности, только "фан".
  27. А ещё бывают среди педагогов любители рассказывать на каждом уроке истории из своей жизни на языке-посреднике, минут на 20-30. У меня так было на уроках английского в университете.
  28. Нет модели и опорных упражнений (особенно они нужны на начальных уровнях).
  29. Несоответствие затраченных усилий и результата. Например, сложные игры или работа в соцсетях, которые не дают результата
  30. Неумение педагога адаптировать свою речь на русском языке к уровню студентов (слишком быстрый темп, нечёткая артикуляция, сложная лексика).
  31. При попытках студента говорить важно не перебивать, не исправлять и не пытаться подбирать нужные слова за него.
  32. Некоторые преподаватели забывают «делать выдох» на уроке.
  33. Для начального уровня и второго языка (в первом знаний мало, во втором случае - сильное влияние первого языка, что дает "кальку") самая большая ошибка - это ожидать от студентов, что они сами придумают, как сказать.
  34. В развитии речи можно выделить два этапа. Этап 1: контролируемая практика. Надо давать образцы фраз в конкретной ситуации и делать групповую отработку этих фраз. Этап 2: свободная практика. Здесь уже студенты общаются не в установленном учителем формате, но у них есть набор фраз готовых (инструмент), они уверенней и правильней разговаривают. Многие учителя первый этап пропускают, сразу идут ко второму. Это затрудняет общение, студент не знает "как сказать".
  35. Лучше не исправлять студентов в процессе их устной речи, а записывать недочеты по ходу и потом прорабатывать ошибки вместе.
  36. Преподаватель работает по старинке (старые учебники, устаревшие темы, неактуальные речевые ситуации и персонажи).
  37. Не используются возможности современных электронных образовательных ресурсов.
Проверка слова Все сервисы
  • Институт Пушкина
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • День словаря