Модератор группы Преподаватели РКИ (Russian language teachers) Юлия Амлинская пригласила коллег порассуждать на тему ошибок в организации образовательного процесса (иногда учителю полезно посмотреть на себя со стороны, чтобы устранить недочёты в собственной деятельности). Нам это показалось интересным. С разрешения модератора публикуем список проблем, названных практикующими преподавателями русского языка. Надеемся, что это самокритичное перечисление педагогических промахов поможет не только начинающим, но и опытным преподавателям более эффективно осуществлять работу со студентами. Итак, успешной работе может мешать следующее:
- Преподаватель говорит постоянно сам, не давая высказаться ученикам, перебивает их.
- Преподаватель всё время исправляет все ошибки в потоке речи студента, отвлекаясь на объяснения, тем самым прерывая сам процесс говорения.
- Преподаватель не учитывает интересы ученика и предлагает неинтересные темы.
- Преподаватель не проверяет домашние задания (зачем тогда их давать?).
- Преподаватель не слушает монологи студентов (особенно на высоком уровне владения языком).
- Преподаватель даёт задания на говорение, на которые можно ответить да (нет), особенно на среднем и высоком уровне.
- Смеётся над произношением студентов и над их ошибками в устной речи.
- При работе в группе даёт высказаться сильным студентам и не даёт - слабым.
- Не умеет активно слушать (параллельно что-то делает и лишь кивает), а ведь мотивирующее слушание очень важно.
- Допускает чрезмерное использование языка-посредника (особенно на среднем и высоком уровне).
- Преподаватель сам калькирует речь студентов и «криво» изъясняется по-русски.
- Спешит с введением темы, недостаточное количество времени выделяя на отработку полученных навыков и вывод в свободную речь.
- Даёт слишком много упражнений без устной речевой отработки.
- Бывает, что при тщательной подготовке, казалось бы, интересной темы и материалов, понимаешь уже на уроке, что тема не так работает, как ожидалось.
- Практика устной речи подменяется чтением вслух.
- Используются неинтересные тексты.
- На занятиях отсутствует игровой момент.
- На занятиях нет состязательности.
- Тексты основаны на чуждых студентам реалиях (географических или культурных).
- Не поощряется желание студентов дискутировать.
- Не учитываются пожелания студентов при выборе тем для индивидуальных заданий.
- Нет разнообразия упражнений на говорение на занятиях, нет смены деятельности. Нет работы в группах и парах.
- На уроке нет четкого целеполагания.
- Урок перенасыщен материалами, которые спокойно можно было бы разделить на 2 (3, 4) занятия.
- Отсутствие "фана" (веселья, развлечений), только "полезности".
- Бывает и отсутствие полезности, только "фан".
- А ещё бывают среди педагогов любители рассказывать на каждом уроке истории из своей жизни на языке-посреднике, минут на 20-30. У меня так было на уроках английского в университете.
- Нет модели и опорных упражнений (особенно они нужны на начальных уровнях).
- Несоответствие затраченных усилий и результата. Например, сложные игры или работа в соцсетях, которые не дают результата
- Неумение педагога адаптировать свою речь на русском языке к уровню студентов (слишком быстрый темп, нечёткая артикуляция, сложная лексика).
- При попытках студента говорить важно не перебивать, не исправлять и не пытаться подбирать нужные слова за него.
- Некоторые преподаватели забывают «делать выдох» на уроке.
- Для начального уровня и второго языка (в первом знаний мало, во втором случае - сильное влияние первого языка, что дает "кальку") самая большая ошибка - это ожидать от студентов, что они сами придумают, как сказать.
- В развитии речи можно выделить два этапа. Этап 1: контролируемая практика. Надо давать образцы фраз в конкретной ситуации и делать групповую отработку этих фраз. Этап 2: свободная практика. Здесь уже студенты общаются не в установленном учителем формате, но у них есть набор фраз готовых (инструмент), они уверенней и правильней разговаривают. Многие учителя первый этап пропускают, сразу идут ко второму. Это затрудняет общение, студент не знает "как сказать".
- Лучше не исправлять студентов в процессе их устной речи, а записывать недочеты по ходу и потом прорабатывать ошибки вместе.
- Преподаватель работает по старинке (старые учебники, устаревшие темы, неактуальные речевые ситуации и персонажи).
- Не используются возможности современных электронных образовательных ресурсов.