«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после слова "например" в этих случаях: "С помощью автоматизированной установки можно выполнять большой объем работ, например, по торкретированию подземных тоннелей", "Пар необходиомо использовать повторно путем перепуска его в очередной автоклав, например, для подачи его на обогревание цеха", "Этот способ также непригоден при необходимости частичной или полной распалубки изделия после бетонирования, например, при извлечении пустообразователей...."

Будет ли склоняться мужская русская фамилия Кот? Книга Дмитрия КотА?

Как правильно передать смех на письме? Хахаха или ха-ха-ха?

  1. Главная
  2. Новости

Нам песня русский учить помогает

Песня на уроке – это передышка и развлечение? Не только! О том, как можно эффективно использовать песни в преподавании русского языка как иностранного, расскажет наш эксперт.

Некоторые педагоги часто говорят о том, что используют песни для того, чтобы студенты немного передохнули, чтобы они не теряли мотивацию и концентрацию на уроках, особенно когда речь идёт о длинных занятиях и грамматическом материале. Тем не менее, данная функция - лишь одна из многих функций песен в преподавании РКИ и иностранных языков. Итак, в чём же, с нашей точки зрения, заключается ценность песенного материала для уроков? Давайте рассмотрим основные аспекты и характеристики песен как учебных материалов, которые могут нам пригодиться.

  • Фонетический аспект. Как мы знаем, в песнях все звуки поются, слышно звучание всех гласных и согласных, если подобран подходящий материал. Песни на практику фонетического аспекта можно использовать в том числе и в начале обучения, а именно во время вводно-фонетического курса, если таковой имеется. В этом случае подойдут медленные, “протяжные” песни, например, “Ой, мороз, мороз” или “Степь да степь кругом”, а также русские романсы.
  • Аудирование. С помощью песен преподаватель может создать прекрасные упражнения на практику аудирования для студентов разных уровней. Несмотря на то, что поём мы реже, чем говорим, т.е. упражнения на аудирование в виде песен нельзя заменить на упражнения в виде живой звучащей речи, но задания на практику слушания на основе песен представляют собой “затруднённое” аудирование, т.к. слова, словосочетания и предложения не звучат в их естественном виде. Это тренирует слух студентов и позволяет им затем без труда выполнять обыкновенные, более простые упражнения на аудирование.
  • Лексико-грамматический аспект. Важнейшую роль играют тексты песен, которые преподаватель обязательно должен тщательно отбирать, чтобы они соответствовали основной лексико-грамматической теме урока и помогали студентам осваивать данную тему.
  • Лингвострановедческий аспект. Песни - прекрасный лингвострановедческий материал. Сами мелодии песен уже содержат в себе важнейший страноведческий элемент, поэтому песни можно использовать уже на первых уроках, чтобы студенты услышали некоторые традиционные русские мелодии. В текстах песен содержатся разного рода культурные элементы (как более глубинные, так и лежащие на поверхностности), например, названия улиц, городов, рек; в текстах песен сообщается о чувствах героев, есть и традиционные, общие для разных народов сюжеты песен. Также по песням можно проследить и эпоху: песни сталинской эпохи кардинальным образом отличаются от песен «оттепели» и т.д. Важен и набор песен: есть песни, которые известны почти всем жителям России, например, “Песня крокодила Гены” или “Тёмная ночь”. Об этом и наши студенты, безусловно, также должны узнать. В песнях есть определённый набор цитат, которые используются в разговорном русском языке (возьмём, к примеру, такие песни, как “Ромашки спрятались, поникли лютики”, “Травы, травы” и пр.). Присутствуют также устойчивые ассоциации “песня-фильм”, как в случае с узнаваемыми текстами “Если у вас нету тёти” или “Песня мушкетёров”. Не стоит забывать и об исполнителях песен, это тоже большой и важный культурный пласт. Именно поэтому, перед тем как начинать слушать песню, стоит кратко рассказать студентам о её исполнителе.
  • Видеоряд. Сейчас у преподавателей появилась возможность показывать студентам музыкальные видеоклипы. Они важны по нескольким причинам: студент может видеть исполнителя и то, как он поёт; в клипах также есть большое количество страноведческих элементов; сам факт просмотра клипа мотивирует студента; визуальный аспект позволяет лучше запомнить исполнителя и композицию.
  • Тексты песен. Представляют собой литературную ценность, если речь идёт о “стоящих” текстах, например, текстах бардов. В этом случае студенты уже смогут анализировать текст и обсуждать его. В текстах песен, как и в текстах стихов, есть ритм и рифма, немаловажные с фонетической точки зрения, а также ориентированные на запоминание студентами определённых частей текста, что может пригодиться им в дальнейшей работе.
  • Мотивация студентов. Песня в качестве упражнения обычно в корне отличается от “обычных” лексико-грамматических упражнений. Благодаря песням студенты смогут взглянуть на лексику и грамматику русского языка под другим углом.

К подбору песен для уроков преподавателю нужно подходить не только с умом, но и с педагогическим чутьём. Тексты песен должны усложняться с повышением уровня студентов. Например, для студентов продвинутого уровня нужно отбирать тексты с устойчивыми сочетаниями и фразеологическими оборотами, а также тексты, которые могут склонить студентов к дискуссии (например, “Разговор в поезде” группы “Машина времени”). Особое внимание нужно обращать не только на соответствие текста песни уровню студента, но и вписанность определённой песни в план и тему урока. Например, если мы проходим глаголы движения, то можно использовать песню “Весеннее танго” Никитиных. Песню можно включить в начало определённой темы, предваряя её, а можно, наоборот, завершить, закрепить тему песней. Можно и не привязывать песню к теме урока, а использовать её в качестве передышки, но при этом студенты всё равно должны узнавать что-то новое для себя. 

Важна и повторяемость элементов в тексте песни, и их вариативность. Например, если вы проходите возвратные глаголы, то вам, возможно, подойдёт песня “Голубой вагон”. Тем не менее, вариативность форм возвратности в ней представлена не очень удачно.
Необходимо иметь в виду и некоторые технические характеристики: качество аудио и видео, чёткость произношения, темп. Естественно, с повышением уровня студентов, темп исполнения может нарастать. 

Текст песни должен быть логичным, понятным, должен вызывать у студента определённые эмоции. В этом отношении лучше использовать старые песни или их современные версии. Я стараюсь использовать современные обработки старых песен, например, два альбома Максима Леонидова “Папины песни” и “Давай закурим”, некоторые песни Валерия Сюткина, песни группы “Кватро”, хора Турецкого, ВИА “Пролетарское танго”, а также телевизионных программ “Две звезды” и “Достояние республики”, в которых всегда присутствуют субтитры к песням на русском языке. Дополнительно ещё можно упомянуть шоу “Голос” в качестве смешанного упражнения на аудирование: песня + речь, обсуждение песни. Безусловно, вы должны будете подобрать подходящие отрывки песен именно на русском языке. Студенты также смогут обсудить исполнение, организовать дискуссию.

Бывает и так, что некоторые студенты негативно относятся к песням в качестве упражнений, другим не нравятся детские песни. Возможно, таким студентам нужно пойти навстречу, особенно если речь идёт о частных уроках. Безусловно, если у вас есть только один час в неделю со студентом, то вы не будете постоянно использовать песни.

 Задача преподавателя - собрать коллекцию песен для своих уроков. Целесообразно создать таблицу, в которой указывается название песни и имя исполнителя, уровень, на котором эту песню можно слушать со студентами, а также ценность песни по некоторым параметрам, например: "Грамматика", "Лексика", "Коммуникация и организация дискуссии", "Лингвострановедение". По лексическим темам песни подобрать не так просто, т.к. количество тем, о которых поётся в песнях, ограничено, зато есть большое количество песен по темам, связанным с временами года, характером человека, чувствами, животными и пр.

Преподавателю обязательно нужно контролировать количество незнакомых слов в текстах песен. Если их не очень много, то они могут даваться преподавателем рядом с текстом или перед ним с переводом на язык-посредник или с толкованием на русском языке.

Приведём некоторые примеры конкретных упражнений, связанных с работой с песнями и текстами песен на уроках:

  • Студентам предлагается текст с пропущенными словами, которые нужно вписать в текст. Пропусков не должно быть слишком много, они не должны идти друг за другом. Пропущенные слова должны быть связаны с темой урока.
  • Преподаватель также предлагает пропуски, но предлагает студентам выбрать правильное слово из нескольких схожих вариантов.
  • После прослушивания песни преподаватель предлагает придумать ей название, а настоящее название даёт студентам только потом. Или наоборот - дать название песни, а студенты могут сделать предположения о её содержании до прослушивания самой песни (для студентов среднего и продвинутого уровней).
  • Строфы или строки в тексте перепутаны. Нужно их правильно “сложить” в текст.
  • Дать студентам текст песни с ошибками, во время прослушивания студенты должны исправить эти ошибки. Студенты могут сначала подчёркивать “неправильные” слова.
  • Перевод песни на родной язык. Конкурс переводов. Можно дать в качестве домашнего задания.
  • Дописать ещё одно четверостишие с рифмой и спеть его, записать видео. Творческий конкурс.
  • Организация “дня караоке”. Для работы в группе.
  • Поиск информации об исполнителе. Доклады.
  • Прослушивание песни, вопросы по тексту. Организация дискуссии.
  • Студентам можно дать текст песни до её прослушивания и попросить угадать некоторые слова, особенно те, которые связаны с рифмой. Они также могут выбрать эти слова из нескольких вариантов.
  • Дать студентам текст песни с лишними словами. Они должны их вычёркивать при прослушивании.
  • При прослушивании песни студенты рисуют картину по песне, а затем объясняют в группах, что они нарисовали.

Существует немало уже готовых ресурсов, посвящённых песням, к которым вы можете обратиться, готовясь к уроку, или если вам будет необходим план работы с песнями для занятий:

  1. Книги с упражнениями на основе песен - “Русский рок и русская грамматика”, “Споёмте, друзья”, “Русские песни на уроке”, “Не фонетика - песня”.
  2. Проект Воронежского университета “Русский язык в песнях”.
  3. Проект “Rocking Russian”.
  4. Сборник русских песен с упражнениями.

Итак, песенный материал с разных точек зрения может быть так же полезен для уроков, как и традиционные упражнения из учебников. Тем не менее, для того чтобы он работал, преподавателю нужно отнестись к нему ответственно и соблюсти ряд методических рекомендаций, о которых шла речь в статье, а именно - иметь в виду уровень и интересы студентов, лексико-грамматическую и коммуникативную тему урока, учитывать некоторые технические характеристики, качество и понятность самого текста песни и пр. Мы все знаем, как важно, чтобы студенты хорошо усвоили материал, чтобы они были мотивированы. Хороший педагог вместе с песней, безусловно, справятся с этой задачей!

Автор: Амлинская Юлия, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

Другие статьи автора здесь.

 

Читайте также об использовании песен на уроках РКИ статью Учись и пой!

 

Проверка слова Все сервисы
  • Институт Пушкина
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН