СВ или НСВ? О том, как преодолеть трудности в изучении видов глагола иностранными студентами, рассказывает наш эксперт в области преподавания русского языка как иностранного.
Вид глагола - сложнейшая тема русского языка, которая вызывает большие трудности у студентов любого уровня - во-первых, потому, что данная грамматическая категория отсутствует во многих языках, во-вторых, потому, что данная категория требует предварительного (и иногда длительного) размышления (выбор глагола определённого вида - выбор формы глагола - выбор времени).
Наконец, данная тема многогранна и включает в себя много подтем (разные времена и наклонения). Проблема решается постепенной подачей информации и большим количеством упражнений, в том числе упражнений на понимание, а именно - на анализ употребления тех или иных форм. Кроме этого, понятие вида не существует без контекста, поэтому мы должны предложить студентам разнообразные контексты использования видов. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что иногда у студентов уровней B1 и выше появляется “языковое чутьё” в отношении видов, особенно если они до этого много читали, слушали и общались с носителями языка, студенты инстинктивно выбирают правильную форму. Отметим также, что, в случае с видами глагола, правильное объяснение преподавателя имеет ключевое значение.
Какие же трудности возникают у студентов и как преподавателю их решить?
- Непонимание самого смысла существования видов. С самого начала преподаватель должен чётко объяснить, зачем нам нужны виды. На начальных уровнях иногда целесообразно сравнить виды глагола с различными временами родного языка студентов. Можно также использовать иллюстративный материал - преподаватель иллюстрирует длительность действия и его результат, его однократность и повторяемость. К тому же не стоит давать сразу все значения видов.
- Студенты путают глаголы, не помнят, какой глагол СВ, а какой НСВ. Особенно часто это происходит с глаголом “покупать-купить”, т.к. в данном случае глагол с приставкой является глаголом НСВ, а без приставки - СВ. В данном случае нужно давать больше упражнений на тренировку данных глаголов. Ту же самую ситуацию мы наблюдаем с глаголами “брать-взять”.
- Студенты не понимают, почему, когда мы спрашиваем о жизненном опыте в прошедшем времени, мы употребляем НСВ. Это употребление НСВ не совпадает с употреблением времён в родных языках студентов, поэтому вызывает большие трудности: “Ты смотрел этот фильм?” - “Ты посмотрел этот фильм?”. В данном случае стоит обратить внимание студентов на то, что, когда мы говорим о жизненном опыте, о том, делали мы что-нибудь когда-либо в жизни, мы употребляем НСВ. Можно “привязать” эту тему к коммуникативной теме “Увлечения”.
- Студенты не понимают значения аннулированности результата. Например: “Кто открыл окно?” - “Кто открывал окно?” В данном случае хорошо помогает иллюстративный материал и стрелки (как в случае с глаголами движения) “только туда” и “туда и обратно”. Стоит также указать, с какими глаголами употребляется данное значение - “брать-взять”, “открывать-открыть”, “закрывать-закрыть”, “давать-дать”, “класть-положить”, глаголы движения.
- У студентов возникают трудности с употреблением повелительного наклонения в отрицательных предложениях. Например, “Не забывай меня” - “Не забудь ключи дома”. Нужно обратить внимание студентов на то, что СВ в повелительном наклонении употребляется в значении предостережения только с определёнными глаголами: забыть, потерять, опоздать, упасть, поскользнуться и пр. В данном случае очень хорошо “работают” диалоги, связанные с описанием определённых ситуаций.
- У студентов возникают трудности с употреблением “вежливого” повелительного наклонения. Какая разница между “Сядьте” и “Садитесь”? Нужно объяснить, что в ряде глаголов НСВ в императиве НСВ используется в значении вежливости: “садитесь”, “проходите”, “раздевайтесь”, “одевайтесь”, “наливайте”, “берите” и пр. Хорошие коммуникативные ситуации для практики данного значения - “В гостях” и “У врача”.
- У студентов возникают трудности с употреблением конструкции с “нельзя”. “Нельзя+НСВ” - запрет, “нельзя+СВ” - физическая невозможность. В данном случае внимание студентов нужно обратить на то, что здесь НСВ связан с тем, что “нельзя никогда”, а “СВ” - что нельзя сейчас, временно.
- Употребление инфинитивов НСВ и СВ после определённых глаголов и конструкций. Например, мы используем НСВ после глаголов, связанных с процессом - “начинать-начать”, “заканчивать-закончить”, после глаголов “уставать-устать”, надоедать-надоесть”, “учиться-научиться-разучиться”, “привыкать-привыкнуть” и пр., т.к. само значение этих глаголов и конструкций связано с частотностью, студентам это нужно дать понять. Глаголы “суметь”, “успеть”, “удасться” употребляются с инфинитивами СВ, т.к. само их значение связано с результатом.
- Отрицательные конструкции и конструкции, связанные с прекращением действия. После них мы обычно употребляем НСВ - “не надо, не нужно, незачем, хватит, вредно” и пр. Почти всегда отрицательные конструкции связаны с употреблением НСВ, есть только некоторые исключения, в частности, употребление глаголов СВ в императиве в значении предостережения.
К каким пособиям обратиться преподавателям и студентам?
- Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление. Пособие, посвящённое исключительно видам глагола с большим количеством упражнений. Пригодится и преподавателям, и студентам. Упражнения несколько однотипны, нет коммуникативных заданий. Автор даёт краткое объяснение правил перед упражнениями, так что можно тренировать только определённые аспекты, что очень удобно. В конце книги даётся таблица образования видов глагола. Для уровней B1-C1.
- Соколовская К.А. Виды глагола в русской речи. Пособие, посвящённое исключительно видам глагола. Объяснения только на русском языке, поэтому оно предназначено студентам уровней B1-C1. Материал даётся постепенно, в зависимости от времени и наклонения. Большое количество упражнений.
- Скворцова Г.Л. Употребление видов глагола в русском языке. Пособие, посвящённое исключительно видам глагола. Преимуществом данного пособия является присутствие картинок для выполнения упражнений коммуникативного типа, а также дополнительных текстов для пересказа и обсуждения.
- Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях. Основной плюс данного пособия - употребление видов в диалогах. В конце даётся список основных глаголов совершенного и несовершенного вида. Уровни B1-B2.
- Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. Классическое пособие на практику большого количества грамматических тем, в том числе - видов. Много разнообразных упражнений, есть версии для носителей разных языков, материал отлично организован и подаётся постепенно. Недостатки: отсутствие иллюстраций, с моей точки зрения, материал недостаточно коммуникативен. Уровни A1-B1.
- Битехтина Н., Грушевская Л. A. Living Russian Grammar (3 книги). Пособие по модели английского учебника Мёрфи. На одной странице даётся объяснение, на второй - упражнения. Есть английская и французская версия книги. Объяснения составлены достаточно удачно, по книгам можно заниматься самостоятельно. Тем не менее, упражнений недостаточно, они просто даны большим списком, а затем упражнения на подстановку. Однако удачно представлен материал, связанный со значениями видов глагола в разных временах и направлениях. Уровни A2-C1.
- Волкова Н., Филлипс Д. Улучшим наш русский. Подробные объяснения употребления видов глагола на русском и английском языках. Хорошо разработанная система упражнений с использованием аутентичного материала. Уровни B1-B2.
- Шустикова Т.В. Русские глаголы. Формы и контекстное употребление. Видовые пары глаголов с примерами употребления. Для уровней A2-B1.
- Гуревич В.В. Глагольный вид в русском языке: значение и употребление. Пособие может быть использовано преподавателями и студентами уровней C1-C2. Подробное объяснение всех случаев употребления видов. Практические упражнения - во второй части пособия.
- Учебная таблица “Глаголы движения и вид глагола”. Настольная таблица для студентов, изучающих глаголы движения и вид глагола. Удачный дизайн, понятные объяснения, иллюстрации. Для уровней A2-B1.
- The Big Silver Book of Russian Verbs. Отличный справочник по русскому глаголу. Даются виды глагола и глагольные формы с примерами употребления.
- Малышев Г.Г. Глагол - всему голова. Выпуск 1. Базовый уровень. Справочник, необходимый для студентов уровней A1-A2. Глаголы для данного уровня даны в контекстном употреблении.
- Новикова Н.С., Щербакова О.М. Глагол в тексте. Хорошая система упражнений по глаголам к рассказам. Отличный пример совмещения чтения и грамматики.
- Малышев Г.Г. Глагол - всему голова. Выпуск 2. Первый сертификационный уровень. Справочник, необходимый для студентов уровня B1. Глаголы в контекстном употреблении.
- Ласкарёва Е.Р. Чистая грамматика. Пособие на практику ряда тем, в том числе на практику употребления видов глагола для уровней B2-C1. В книге присутствуют упражнения на заполнение пропусков и тесты. Автор обращает особое внимание на модусные значения глаголов.
- Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения. Краткие объяснения и употребление глаголов в ситуациях живого общения. Иллюстративный материал. Коммуникативные задания. Есть ошибки и опечатки.
- Подборка иллюстративного материала по теме “Виды глагола”. Необходим тщательный анализ качества материалов.
Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».
Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ.