«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Как правильно пишется: "Система проводит анализ на основе набора правил" или "Система проводит анализ на основании набора правил"?

«Проверьте и, если этот вариант не подойдет, попробуйте другой» – правильно ли я понимаю, что в таких случаях запятая после «и» нужна, потому что продолжения «то» нет, придаточную часть можно опустить, не разрушая формальную структуру предложения? А то, что при таком изъятии придаточной части появятся смысловые нестыковки («другой» связан со словом «вариант»), не имеет значения? Заранее спасибо.

Ненужный мне подарок. НЕ слитно или раздельно?

  1. Главная
  2. Новости

Ко Дню грамотности

8 сентября отмечается Международный день грамотности, учрежденный ЮНЕСКО в 1966 году. Грамотность – это не только элементарное умение читать и писать, но и один из базовых показателей социокультурного развития человека.

Давно вошли в обиход такие выражения, как правовая грамотность, социально-экономическая грамотность, финансовая и юридическая грамотность, говорящие об уровне развития особых компетенций населения, позволяющих людям в полной мере реализовывать свои потребности и соблюдать права. В филологическом аспекте грамотность воспринимается как определённая степень владения нормами языка и умение соблюдать их на практике.

В глобальном смысле грамотность понимается довольно широко:

- она позволяет человеку на протяжении всей жизни заниматься саморазвитием, получать новые знания, развивать важные навыки;

- расширяет права и возможности как отдельных людей, так и семей, общин, повышая качество их жизни;

- способствует искоренению нищеты и снижению уровня смертности;

- обеспечивает гендерное равенство и содействует устойчивому развитию общества…

Большое внимание в современном мире уделяется обучению грамоте детей и созданию для них комфортной развивающей среды, а также вопросам распространения грамотности среди девочек и женщин. Сегодня в мире существует международная система мониторинга эффективности программ по распространению грамотности, функционируют специальные лаборатории по оценке качества образования, создаётся хранилище открытых образовательных ресурсов в области повышения грамотности.

За более чем полувековой период характер проблем в области грамотности не раз менялся, и на первый план в разное время выходили те или иные задачи: проблемы сохранения языков коренных народов мира, сохранение их уникальной письменности; поощрение языкового разнообразия; решение проблем инклюзивного образования; функционирование языков в условиях глобализации и развития цифровых технологий.

В России вопросами распространения грамотности начали заниматься еще в петровские времена, но процент умеющих читать и писать долгое время оставался ничтожным. Так, в 1859 году Николай Чернышевский писал в статье «Суеверие и правила логики»: «По самым щедрым расчётам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи <…> число грамотных людей не превышает 4 миллионов». Однако по результатам первой российской переписи 1897 года число владеющих грамотой выросло уже до 21%, а к 1917 году 50% населения Центральной России было грамотным, хотя средний показатель по стране был не выше 35%.

Начиная с 1919 года, советское правительство целенаправленно занялось ликвидацией безграмотности. Письму и чтению учили всех от мала до велика, и перепись 1926 года выявила рост числа грамотных: 56 % населения отметили, что умеют читать. Последующие переписи фиксируют всё более оптимистичные показатели – 87% (1939 г.), 98,8% (1959 г.). Стопроцентного показателя грамотности Россия так пока и не достигла: последняя перепись выявила более 350 тысяч неграмотных, половина из которых старше 70 лет.

Сегодня определение грамотный чаще относится не к тому, кто умеет читать и писать, а к тому, кто делает это без ошибок, соблюдая правила орфографии, орфоэпии и пунктуации. Существует выражение врождённая грамотность, характеризующее умение некоторых людей не делать ошибок в устной и письменной речи, при этом не обязательно подразумевается стопроцентное знание ими грамматики. Такое свойство чаще всего является приятным «побочным эффектом» привитой ещё в детстве любви к чтению.

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру
  • Словари 21 века