8 сентября отмечается Международный день грамотности, учрежденный ЮНЕСКО в 1966 году. Грамотность – это не только элементарное умение читать и писать, но и один из базовых показателей социокультурного развития человека.
Давно вошли в обиход такие выражения, как правовая грамотность, социально-экономическая грамотность, финансовая и юридическая грамотность, говорящие об уровне развития особых компетенций населения, позволяющих людям в полной мере реализовывать свои потребности и соблюдать права. В филологическом аспекте грамотность воспринимается как определённая степень владения нормами языка и умение соблюдать их на практике.
В глобальном смысле грамотность понимается довольно широко:
- она позволяет человеку на протяжении всей жизни заниматься саморазвитием, получать новые знания, развивать важные навыки;
- расширяет права и возможности как отдельных людей, так и семей, общин, повышая качество их жизни;
- способствует искоренению нищеты и снижению уровня смертности;
- обеспечивает гендерное равенство и содействует устойчивому развитию общества…
Большое внимание в современном мире уделяется обучению грамоте детей и созданию для них комфортной развивающей среды, а также вопросам распространения грамотности среди девочек и женщин. Сегодня в мире существует международная система мониторинга эффективности программ по распространению грамотности, функционируют специальные лаборатории по оценке качества образования, создаётся хранилище открытых образовательных ресурсов в области повышения грамотности.
За более чем полувековой период характер проблем в области грамотности не раз менялся, и на первый план в разное время выходили те или иные задачи: проблемы сохранения языков коренных народов мира, сохранение их уникальной письменности; поощрение языкового разнообразия; решение проблем инклюзивного образования; функционирование языков в условиях глобализации и развития цифровых технологий.
В России вопросами распространения грамотности начали заниматься еще в петровские времена, но процент умеющих читать и писать долгое время оставался ничтожным. Так, в 1859 году Николай Чернышевский писал в статье «Суеверие и правила логики»: «По самым щедрым расчётам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи <…> число грамотных людей не превышает 4 миллионов». Однако по результатам первой российской переписи 1897 года число владеющих грамотой выросло уже до 21%, а к 1917 году 50% населения Центральной России было грамотным, хотя средний показатель по стране был не выше 35%.
Начиная с 1919 года, советское правительство целенаправленно занялось ликвидацией безграмотности. Письму и чтению учили всех от мала до велика, и перепись 1926 года выявила рост числа грамотных: 56 % населения отметили, что умеют читать. Последующие переписи фиксируют всё более оптимистичные показатели – 87% (1939 г.), 98,8% (1959 г.). Стопроцентного показателя грамотности Россия так пока и не достигла: последняя перепись выявила более 350 тысяч неграмотных, половина из которых старше 70 лет.
Сегодня определение грамотный чаще относится не к тому, кто умеет читать и писать, а к тому, кто делает это без ошибок, соблюдая правила орфографии, орфоэпии и пунктуации. Существует выражение врождённая грамотность, характеризующее умение некоторых людей не делать ошибок в устной и письменной речи, при этом не обязательно подразумевается стопроцентное знание ими грамматики. Такое свойство чаще всего является приятным «побочным эффектом» привитой ещё в детстве любви к чтению.