«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

"Напоминаем, что необходимо вернуть, предоставленное Вам, оборудование." Нужно ли ставить запятые между "предоставленное Вам"?

"Дизайн-конспект" или "дизайн конспект"? "Дизайн-студия" или "дизайн студия"?

В толковом словаре Даля, в определении слова жеребий есть такой момент: "народ мечет жеребий медною монеткой, помечая ее зубами, или конаясь по веревке; грош этот, голыш или чем мечут жеребий, назыв. жеребейка жен.", помечая ее зубами означает, что монетку кусали, или выпиливали на ней зубу на подобии шестеренки?

  1. Главная
  2. Новости

«ММСО. Пушкин»: что, где, когда и с кем?

Московский международный салон образования проводит масштабную онлайн-конференцию «ММСО. Пушкин». 15 и 16 октября учителя-словесники смогут принять участие в обсуждении насущных вопросов современного филологического образования.

ММСО – это коммуникационная платформа, связывающая образовательное и экспертное сообщество, государственные институты и бизнес.  В условиях новой реальности ММСО впервые заходит на территорию школьных предметных областей и собирает на онлайн-конференцию учителей русского языка и литературы, методистов, управленцев, писателей, преподавателей высшей школы, руководителей учреждений дополнительного образования, ИТ-специалистов... Программа форума весьма насыщенна и разнообразна. Представим её для удобства в виде таблицы: 

Когда? Что? О чём? Кто говорит?

15.10.2020

10:30-11:00

Презентация

Учитель-словесник в 2020 году

Что сегодня волнует учителя-словесника?

Какие проблемные зоны и точки роста существуют в развитии школьного преподавания русского языка и литературы?

Где пространство совпадения интересов и запросов разных участников образовательного процесса?

Как изменилось профессиональное поле и отношения в 2020 году?
Антон Скулачев, учитель литературы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ.

15.10.2020

11:00-12:00

Панельная дискуссия/круглый стол

Лаборатория инструментов учителя-словесника. Литературоведение

Учителя-практики берут для анализа традиционный для преподавания текст и применяют к нему палитру современных инструментов анализа.

Ответы на вопросы:

— как построить базовый учебный диалог на уроке литературы (анализ одного произведения) в условиях смешанного обучения?

— какие ресурсы и инструменты сработают?

— какие стратегии «смешанного обучения» выбрать учителю?

— как можно «раскрутить» инструментами и методическими ходами тривиальный и «стёршийся» в методическом плане текст?

Поговорим о том, как и зачем на уроках литературы создавать инсталляции, снимать и выкладывать фотографии, записывать аудио.

Диана Минец, учитель русского языка и литературы в Женской гуманитарной гимназии.

Александр Моисеев, учитель русского языка и литературы в лицее № 180.

Сергей Федоров, заведующий кафедрой филологического образования в СПб АППО.

15.10.2020

12:00-13:00

Платформа «Сберкласс»: опыт создания и рефлексия первого месяца работы. Литература

Можно будет подвести предварительные итоги работы платформы «Сберкласс»: в рамках персонализированной модели образования отучится за месяц около 2600 школ России. Вопросы:

— какой опыт работы над контентом по литературе важно зафиксировать?

— какие достижения и промахи в работе учителя с инструментами нового поколения важно отрефлексировать?

— в чём специфика упаковки школьной литературы в платформенные решения?

Антон Скулачев, учитель литературы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ.

Ольга Цветкова, учитель русского языка и литературы в гимназии «Гармония».

15.10.2020

13:00-14:00

Профессиональное развитие учителя-словесника. Часть 1: как сформулировать запрос на саморазвитие?

Как учителю посмотреть на свою профессиональную биографию как на незавершенный проект?

Где увидеть точки роста, ресурсные зоны?

Где насыщаться энергией?

Как формулировать запрос к профессиональному полю?

Анастасия Серазетдинова, директор лицея им. С.Н. Нюберг.

Татьяна Ковалева, Президент Межрегиональной тьюторской организации. 

Ирина Добрынина, учитель русского языка и литературы гимназии № 6.

15.10.2020

14:00-15:00

Профессиональное развитие учителя-словесника. Часть 2: Как проектировать программы для учителей?

Где и как развиваться учителю-словеснику?

Как находить ресурсы, проекты и платформы для профессионального самосовершенствования?

Где помогут формальные, а где – неформальные институты повышения квалификации?

Как учителю управлять процессом своего развития?

Евгения Абелюк, учитель литературы лицея № 1525, доцент НИУ ВШЭ, руководитель программы «Современная филология в преподавании литературы в школе».

Елена Бузина, научный руководитель Центра инновационного дополнительного образования «Умная методика».

Сергей Лавлинский, профессор каф. теоретической и исторической поэтики РГГУ.

15.10.2020

15:00-16:00

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Часть 1: Национальный корпус русского языка

Национальный корпус русского языка (https://ruscorpora.ru/) —

информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме.

— чем Нацкорпус может помочь школьному учителю?

— какие новые способы анализа и учебные действия появляются в методике с такими инструментами?

— как сделать научный мегапроект работающим учебным инструментом?

Практически применим Нацкорпус для анализа текста.

Александр Матюшкин, доцент каф. литературы Петрозаводского гос. университета

Светлана Шаповал, внештатный сотрудник каф. исследований и проектов лицея ВШЭ.

15.10.2020

16:00-17:00
Русский язык и литература: инструменты для учителя и ученика

15.10.2020

17:00-18:00
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...». Часть 2: Арзамас

Куда пойти, готовясь к уроку: знакомим учителей словесности с панорамой цифровых ресурсов.

Как можно выстроить разговор о литературе и культуре с помощью ресурсов сайта “Арзамас”? Как медиа помогают актуализировать текст для школьников? Как сделать проект, ориентированный на детей и их запросы? Об этом поговорим с создателями “Арзамаса” в режиме открытой редакции: вместе проектируем яркое онлайн-решение “школьной” темы.

Филипп Дзядко,  основатель проекта «Арзамас».

Ася Терехова, руководитель детских проектов «Арзамаса».

15.10.2020

18:00-19:30
«Достаём двойные листочки»: ТОТАЛЬНО проверяем себя

Ответим на вопросы:

— как сделать стремление к грамотности модным у подростков?

— методические кейсы «ТД», которые можно использовать завтра.

Напишем нешуточный (по сложности) и чуть-чуть шуточный (по содержанию) тест на грамотность, проверим себя и разберем действительно сложные случаи русской грамматики.

Владимир Пахомов, научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, главный редактор Gramota.ru.

Екатерина Тупицына, операционный директор проекта «Тотальный диктант».

16.10.2020

10:00-11:00

Трансмедиа и преподавание литературы в школе в цифровую эпоху

Что такое эпоха трансмедийности, в которую вступил мир? Как она меняет традиционные формы трансляции культуры? Как связан литературный текст с проблемой медиа (от Пушкина до наших дней)? И самое главное – что с этим всем делать учителю литературы сейчас, как отвечать на вызовы?

Лекция-манифест литературного образования в эпоху трансмедийности от писателя, журналиста и профессора НИУ ВШЭ А.Н. Архангельского.

Александр Архангельский, литературный критик, публицист, писатель, профессор ВШЭ.

16.10.2020

11:00-12:00
Лаборатория инструментов учителя-словесника. Лингвистика Как можно на уроке русского языка не только вставлять пропущенные буквы, но и исследовать язык? Какие цифровые инструменты научного лингвистического анализа применимы в работе со школьниками?

Анна Выборнова, учитель русского языка в школе «Летово».

Ирина Геро, ведущий методист АНО ДПО «Национальный институт качества образования».

Мария Картышева, учитель русского языка, младший научный сотрудник ИРЯ РАН, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд».

Александр Пиперски, доцент НИУ ВШЭ и РГГУ.

16.10.2020

12:00-13:00

Платформа «Сберкласс»: опыт создания и рефлексия первого месяца работы. Русский язык К концу сентября можно будет подвести предварительные итоги работы платформы Сберкласс: в рамках персонализированной модели образования отучится месяц около 2600 школ России. Какой опыт работы над контентом по русскому языку важно зафиксировать? Каким выглядит предмет в платформенном решении нового поколения? Какие достижения и промахи в работе учителя с инструментом нового поколения отрефлексировать?

Татьяна Антонюк, учитель русского языка и литературы.

Артем Левчук, руководитель направления дивизиона «Цифровые платформы образования».

Римма Раппопорт, учитель русского языка и литературы гимназии № 92 и ФМЛ № 239, главный редактор по русскому языку платформы «Сберкласс».

16.10.2020

13:00-14:00

КТП в цифровой педагогике?

“А планирование никто не отменял”.

Вопросы:

— действительно ли не отменял?

— как соотнести нелинейную открытую среду цифрового образования и поурочный план?

— если отказываться от планирования, то чем его заменять или как его модифицировать?

— как выстроить экологичное взаимодействие учителя, ученика и родителя с цифровой средой?

Григорий Водопьян, заместитель директора в Школе информационных технологий № 550.

Игорь Реморенко, ректор МГПУ.

Антон Скулачев, учитель литературы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ.

16.10.2020

14:00-15:00

Что хотел сказать автор?

Встреча с поэтом Константином Арбениным.

Авторское чтение фрагментов поэмы «Пушкин мой» сопровождается школьным методико-литературным анализом текста. Эксперимент решает задачи: встреча с ярким человеком; возможность включения в методическое поле автора текста как нового субъекта (к вопросу «Что хотел сказать автор?»); представление набора педагогических подходов по анализу текста; организация урока повторения по творчеству Пушкина.

Константин Арбенин, поэт, прозаик, музыкант, солист групп «Зимовье Зверей», «Сердолик».

Юлия Петрухина, учитель русского языка и литературы.

Римма Храмцова, учитель русского языка и литературы.

16.10.2020

15:00-16:00

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...». Часть 3: «Война и мир»

Весна 2020 года — вызов и шанс для школьной педагогики.

Как учителю-словеснику отвечать на вызов и как воспользоваться шансом?

«Цифровая педагогика» — не только и не столько цифровые платформы и дистант, сколько базовые принципы и конкретные приёмы.

Как их применять на уроке русского языка и литературы, чтобы в центре обучения оказался ученик, его интересы и потребности?

Юрий Сапрыкин,  руководитель проекта «Полка».

Фёкла Толстая, заместитель директора по развитию в Гос. музее Л.Н. Толстого, журналист.

16.10.2020

16:00-17:00

Цифровая педагогика для учителя-словесника

Весна 2020 года — вызов и шанс для школьной педагогики.

Как учителю-словеснику отвечать на вызов и как воспользоваться шансом?

«Цифровая педагогика» — не только и не столько цифровые платформы и дистант, сколько базовые принципы и конкретные приёмы.

Как их применять на уроке русского языка и литературы, чтобы в центре обучения оказался ученик, его интересы и потребности?

Анастасия Азбель, доцент института педагогики СПбГУ

Татьяна Галактионова, профессор кафедры педагогики.

Вадим Пугач, доцент кафедры педагогики.

16.10.2020

17:00-18:00

Творческое письмо (Creative Writing) в школьном образовании

Творческое письмо – новая или хорошо забытая старая технология школьного литературного образования?

Как работать с творческими текстами школьников? Какой опыт школ писательского мастерства применим на уроках? Каковы перспективы «креативного поворота» школьной литературы? Какие конкретные приемы может использовать учитель на уроках?

Нина Дашевская, писатель, преподаватель в CWS.

Алексей Олейников, писатель, учитель лицея “Ковчег-XXI”.

Татьяна Смирнова, автор учебников по литературе, директор школы “Образ”.

16.10.2020

18:00-19:00

«День единого текста»: технология смыслового чтения

Как мотивировать учащихся на изучение русского языка, литературы и других предметов?

Как объединить учителей-предметников в работе над текстом?

Как организовать учителей-предметников на достижение метапредметных результатов?

Как сделать далекое близким: от предметных результатов к метапредметным?

Наталья Киселева, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИРО, г. Ярославль.

Светлана Мансурова, доцент, ведущий эксперт ЦРГОП и ИТ.


Светлана Смирнова, учитель русского языка и литературы, г. Ярославль.

16.10.2020

19:00-20:00

Международный опыт преподавания словесности

Вопросы:

— что самая литературоцентричная страна может заимствовать у зарубежного опыта преподавания литературы?

— каковы возможные трансграничные проекты?

— как международный опыт поможет нам понять, зачем нужна литература в школе?

Полина Гельфрейх, руководитель Ассоциации “Русский дом – Италия”.


Елена Домарацкая, руководитель отдела академической поддержки.


Евгения Кравченкова, доцент кафедры мировой литературы.


Алиса Ракуль, преподаватель в Université Paris VIII Vincennes.

16.10.2020

20:00-21:00

Открытые вопросы Ответы на вопросы от учителей, методистов, управленцев и родителей, собранные в течение сессии. Сергей Волков,  руководитель кафедры словесности, «Новая школа».

По материалам сайта ММСО, где можно записаться на участие в форуме.

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря