«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Добрый день! Скажите, пожалуйста, разве в слове "цифро-инфо-техносферы" нужны дефисы (их же не должно быть).

Как правильно произносить слово бассЕйн или бассЭйн? Во всех источниках пишется о мягкости "С", но что касается "Е" или "Э" мне не понятно. Заранее спасибо.

Добрый день,подскажите, пожалуйста, ответ на данный вопрос: Герой какого литературного произведения итальянского автора послужил прототипом Евгения Онегина?

  1. Главная
  2. Новости

Слово разящее и врачующее

В годы войны публицистика играла наиважнейшую роль. Центральные и областные газеты, фронтовые малотиражки и боевые листки рассказывали о бесчеловечных действиях вражеских солдат по отношению к мирному населению и пленным. Это были не просто сводки о том, что происходило в тылу и на фронтах. Необычайно сильная, эмоционально окрашенная лексика, призывные интонации, влияющие на сознание и чувства, особый стиль повествования – всё это работало на то, чтобы побудить людей к активным действиям. Наполненные болью и негодованием выражения передавали гнев и возмущение злодеяниями фашистов: истребление мирного населения, зверские пытки, бездушный садизм, изощренные палачи, бесчеловечная политика, фашистские мерзавцы…

Газета «Правда» 3 января 1942 года разместила на первой странице предваряющий все материалы короткий и ёмкий текст: «У фашистских мерзавцев руки по локоть в крови, они глумятся над великими культурными памятниками русского народа. Мщение и смерть гитлеровским собакам! Воины Красной Армии! Нещадно истребляйте немецко-фашистскую нечисть!».

Вторит этому тексту передовица с заголовком-призывом: «Беспощадно истреблять фашистское зверьё!». Содержание этой статьи не могло не пробудить в душах людей жажду отмщения и непримиримое отношение к бесчинствующему врагу: «Немецко-фашистские разбойники залили советскую землю потоками крови, напоили ее слезами женщин и детей, засыпали пеплом пожаров, стали сеять смерть и разрушение. Они опустошили наши прекрасные города… В Одессе расстреляли из пулеметов двадцать пять тысяч человек, в Киеве растерзали пятьдесят две тысячи. Вот уже полгода, как они бесчинствуют и жгут, грабят и насилуют, пытают и убивают везде, где ступает их поганая нога. Всюду творят они зверскую расправу над населением… Убивают грудных детей, чтобы их плач не мешал им спать…

Подло, гнусно надругались они над музеем-усадьбой Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, над домом-музеем П.И. Чайковского в Клину…
У них танки и самолеты, пушки и автоматы, но это не воины, а уголовный сброд насильников и грабителей, бандитов и убийц…».

То, что творили враги на нашей земле, лишало их права именоваться людьми, солдатами, и на страницах газет, и в устах людей они стали фашистами, оккупантами, кровожадной ордой, людоедами, зверьми, бандитами, преступниками, извергами, палачами, садистами… Потому совершенно оправданной была гневная риторика призывов к борьбе: «Истребим немецких захватчиков, как бешеных псов! Гитлеровское зверьё хочет превратить нашу землю в “зону пустыни” - превратим её в “зону смерти” для фашистских собак! Ни один изверг не должен уйти от суровой кары!». Отмщение становится движущей силой, это и в лирических песнях нашло отражение: 

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих…

И в «Марше артиллеристов» (1943 г.):
Из сотен тысяч батарей
За слёзы наших матерей,
За нашу Родину — огонь! Огонь!

Хлесткие эпитеты по отношению к гитлеровским войскам встречались не только в советских газетах. Схожие выражения можно найти и в международных документах, например, в знаменитой Декларации двадцати шести государств, подписанной в начале 1942 года правительствами СССР, США, Великобритании, Норвегии, Китая, Австралии, Бельгии, Индии, Канады и других стран, осознавших опасность фашизма для человечества и занятых «общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир».

Обличающая, бичующая лексика в адрес врагов звучала отовсюду. Но очень важно было в это тяжелое время найти слова поддержки для людей, особенно для бойцов Красной Армии, уходящих на фронт. Одним из таких слов, символизирующих всенародное единение, стало короткое НАШИ. Оно было одним из самых частых на страницах газет и в повседневной речи: наши наступают, наши дают отпор. В газетных заметках и репортажах времён войны можно найти множество примеров, когда слово применялось по отношению к разным значимым объектам, например, военной технике (наши танки, наши истребители, наши «Катюши»), родам войск (наша пехота, наша артиллерия и т.д.), различным подразделениям (наши полки, наши дивизионы, наши партизаны), профессиональным сообществам (наши летчики, наши медики, наши бойцы, наши рабочие, наши конструкторы)…

Совершенно необходимыми стали ободряющие, вдохновляющие слова и выражения в адрес бойцов: настоящие орлы, бесстрашные воины, сыны Отечества, защитники Родины, доблестные гвардейцы. В характеризующих советских солдат разножанровых текстах и на страницах газет, и по радио частыми были такие эпитеты, как самоотверженные, мужественные, бесстрашные, стойкие, неустрашимые, отважные, несгибаемые, человечные, милосердные.

Активно использовалась возвышенная лексика, призванная передать важность освещаемых в прессе событий, масштабность происходящего: «Неувядаемой славой в боях за Родину покрыла себя энская дивизия», «Военный Совет фронта наградил бойцов за проявленные доблесть и мужество», «Советские воины, вас ждут как спасителей! Пусть ни одно злодеяние врага не останется неотомщенным», «Отважные летчики, наши соколы, они бьют интервентов, очищая родную землю от бандитов».

Пожалуй, самыми известными военными лозунгами были «Родина-мать зовёт!» и «Всё для фронта, всё для победы!». Газета «Красная звезда» осенью 1941 года опубликовала специальный материал, содержащий несколько таких лозунгов-призывов: «Долой гитлеровских империалистов-разбойников, нарушивших мир между народами мира и бросивших Германию, Европу, СССР — в пучину войны!», «Танкисты Красной Армии! Смело уничтожайте врага! Никакой пощады немецко-фашистским мерзавцам! Да здравствуют советские танкисты!», «Красноармеец! Бей фашистов пулей, гранатой, штыком!», «Презрение к смерти рождает героев и обеспечивает победу», «Не знать страха в борьбе, храбро и отважно идти на врага!», «Комсомолец-фронтовик, всегда будь впереди, бесстрашно бейся с врагом!». Безусловно, в ходу было куда больше призывов, и нередко комиссары, замполиты, политруки (политические руководители) воинских подразделений сами становились авторами таких высказываний. Так, известное высказывание «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» приписывается политруку Василию Клочкову из знаменитой панфиловской дивизии. Отражая атаки гитлеровцев под Волоколамском, дивизия вступила в неравный бой. Видя, что множество немецких танков вновь пошли в наступление, Клочков сказал бойцам: «Товарищи, наверное, помирать нам здесь придётся во славу Родины. Пусть Родина узнает, как мы дерёмся, как мы защищаем Москву. Москва — сзади, отступать нам некуда». Со связкой гранат политрук бросился в атаку и погиб.

У Михаила Матусовского есть стихотворение, посвященное тем, чьей задачей было словом подымать в бой:

Ваше слово на той войне,
К сердцу путь самый верный выбрав,
Шло с гранатами наравне,
Со снарядами всех калибров...
Обжигая командой рот,
Видно, участь у вас такая,
Всюду первыми шли вперёд,
За собою нас увлекая.
Так вели вы вперёд полки,
Сквозь страдания и пожары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему – комиссары.

О силе слова разящего или врачующего сказал когда-то Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти,/ Словом можно полки за собой повести». И военные корреспонденты, сотрудники центральных и фронтовых газет старались находить такие слова, которые бы поддерживали, вдохновляли, воспитывали и давали надежду на то, что война непременно закончится и никогда больше не повторится.

 

Автор: Тамара Скок

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир
  • Институт Пушкина
  • День словаря