«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Правильно "растет в огороде" или "растет на огороде"?

Здравствуйте. В предложении "Какой бы метод сушки вы ни выбрали, прежде всего нужно подготовить сырье" перед глаголом "выбрали" нужно писать НИ или НЕ? Объясните, пожалуйста, какое правило тут действует.

Подскажите, пожалуйста, как будет правильно: чай для похудЕние или похудАния?

  1. Главная
  2. Новости

QR-код – отличный ход!

О том, как использовать современные технологии в работе преподавателя, рассказывает Мария Илюшкина, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках Уральского федерального университета. 

Изображение: freepik.com

Представить себе современного студента без какого-либо из мобильных устройств практически невозможно. Массовость использования и относительная доступность делают их отличным техническим инструментом для организации и обеспечения образовательного процесса. Стремительное распространение мобильного интернета и девайсов привнесло в нашу жизнь огромные возможности.

В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом. Mobile Learning, или mLearning — это новое направление в педагогике и образовании, обучение с помощью мобильных технологий. Развивающийся образовательный тренд Mobile Learning («мобильное обучение») имеет все шансы стать образовательным мейнстримом. Выделяют пять основных направлений, где может быть широко использовано mLearning: самообразование, школьное, вузовское, дистанционное и корпоративное обучение.

Изображение: elearningindustry.com

QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» еще в 1994 году. Огромная популярность штрихкодов в Японии привела к тому, что объем информации, зашифрованной в нем, вскоре перестал устраивать индустрию. Японцы начали экспериментировать с новыми современными способами кодирования небольших объемов информации в графической картинке. Уже в начале 2000 года QR-коды получили столь широкое распространение в Японии, что их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров, там подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках. QR-коды активно используются музеями, а также в туризме. QR-коды можно размещать на туристических объектах. Это позволяет индивидуальному туристу легко ориентироваться в городе, даже не зная языка, так как QR-коды установлены на нескольких языках.

Следует отметить преимущества использования QR-кодов в работе преподавателей. В отличие от старого штрихкода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется сенсором или камерой смартфона как двумерное изображение. По сравнению с другими штрихкодами QR-код имеет несколько преимуществ: он может содержать большой объем цифровой и текстовой информации на любом языке, имеет высокую скорость распознавания, может считываться в любом направлении. QR-код можно считать камерой на телефоне, компьютере, IPade или любым планшетным устройством.

QR-коды визуально представлены в виде черно-белых квадратов. QR-код — это интрига, работающая на мотивацию; это возможность спрятать компактно массивную информацию и быстро ее при необходимости извлечь. С ростом числа владельцев смартфонов и планшетных ПК QR-технологии становятся все более популярными и доступными. Студенты охотно применяют технические новинки как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

Первый урок с использованием QR-кодов начинается с показа работы над данной технологией. Первый шаг — овладение навыками кодирования информации. Существуют многочисленные онлайн-инструменты для генерирования QR codes, которыми вы можете воспользоваться на уроке, например, qrstuff.com, QR Droid. Можно закодировать самую разную информацию, например, небольшой отрывок текста, адрес веб-сайта, номер телефона или адрес электронной почты.

Следующий шаг, необходимый для работы с данной технологией, — ознакомление с раскодированием информации. Для этого используются многочисленные приложения для смартфонов и IPadов, например, QR Reader, QR Scanner, NeoReader, iMatrix, BeeTag, QR Droid и другие. Большинство считывателей QR-кода можно установить бесплатно. Чтобы успешно использовать данную технологию в аудитории, необходимо иметь хороший wi-fi и устройства, которые могут подключаться к Сети.

Существуют многочисленные способы использования QR-кодов в образовательном процессе: от проведения игр до создания резюме. Самый простой способ — распечатывание и размещение QR-кодов на информационных листках или плакатах для получения дополнительной информации о планируемых мероприятиях, конкурсах, образовательных сайтах и так далее.

Поскольку механизм работы с QR-кодами достаточно прост, эту мобильную технологию можно использовать для удобства осуществления образовательного процесса: добавлять QR-коды с линками на источники в презентации, книги и учебники, наносить QR-коды на реальные объекты в аудиториях (например, на постеры, доску).

Мобильные технологии отвязывают образование от конкретного учреждения и места: с лекциями, экскурсиями и семинарами можно выезжать туда, где есть бесплатный городской Wi-Fi. QR-коды позволяют в процессе «полевых» занятий давать студентам ссылки на мультимедийные источники: зашифровывать в QR-коды видеоролики, аудио, ссылки на сайты, задания и картинки. Достаточно показать группе очередной код, чтобы его быстро просканировали и, например, посмотрели YouTube-ролик, который удачно дополнит данный отрезок лекции. Во-первых, это делает образование современным и технологичным, что нравится людям чисто психологически. А во-вторых, само качество лекций резко возрастает: объемнее воспринимается и лучше запоминается информация, приходящая к человеку одновременно через разные каналы: визуальный, аудиальный, тактильный. QR-коды в образовании позволяют задействовать максимум каналов. При этом речь идет уже фактически о дополненной реальности (Augmented Reality).

Для преподавателей может оказаться интересным применение QR-кодов для игрового обучения иностранным языкам. Смысл в том, что преподаватель зашифровывает вопросы в QR-коды, а ученики отвечают на них и оставляют свои ответы на полосках бумаги рядом с распечатанными и прикрепленными к доске / стене QR-кодами. Идеолог Emoderation Skills Ники Хокли отмечает, что QR-коды в обучении языкам оказались полезнее не столько с технической стороны процесса, сколько с точки зрения психологии обучения: сами ученики ее групп признаются, что считывание вопросов с помощью QR-кодов больше мотивирует, заставляет концентрироваться и помогает запоминанию материала.

При помощи QR-кодов можно организовать экскурсию по вузу. У каждого кабинета нужно разместить распечатанный QR-код со ссылкой на видео, аудио или целый фотоальбом. Многие музеи уже давно используют этот прием, тем самым расширяя экспозицию не только пояснениями, но и дополнительными материалами вроде мини-фильма или даже игры по мотивам выставки.

Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня методической и научно-исследовательской работы.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кручинина Г. А. Возможности программ Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher в работе преподавателя вуза.
  2. Кручинина Г. А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения.
  3. Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// users.kaluga.ru/ school6/ school /polat.htm.
  4. Emoderation Skills [Electronic resource]. — Mode of access: www.emoderationskills.com.

 

По материалам статьи М. Илюшкиной «Информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранных языков»

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • День словаря
  • Словари 21 века
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН