«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Не раз встречаю употребление слова "несломимый", авторы которого определяют его как: то, что нельзя сломать. Вопрос в следующем - корректно ли использовать придуманное слово для передачи нужного определения.

Журналист взял интервью в письменном виде. Интервьюируемый не нарочно допускал ошибки как орфографические, так и пунктуационные. Должен / вправе ли журналист их исправить перед публикацией?

Как правильно расставить запятые в предложении: Какая-то случайность у тебя систематическая!

  1. Главная
  2. Новости

5-й или 5-ый класс?

Как правильно: 5-й или 5-ый класс, ученик 5-го или 5-ого класса? А может быть, эти числительные следует записывать только словами – пятый, пятого? Сегодня говорим о буквенных наращениях после цифр, в частности, когда уместно их использовать, а главное, как правильно это делать.

Сразу отметаем всяческие сомнения: добавлять буквенные наращения в перечисленных случаях можно. В первую очередь это делается для того, чтобы облегчить процесс чтения. Однако, согласно правилу, падежное окончание следует добавлять только к порядковым числительным, выраженным арабскими цифрами (не римскими!).

Буквенные наращения НЕ используются при записи:

1) количественных числительных: роман-эпопея в 4 томах (не 4-х томах);

2) календарных дат: 25 октября 2022 года (не 25-е октября 2022-го года), однако, если слово год или название месяца опущено либо поставлено перед числом, рекомендуется использовать буквенное наращение: числа 20-го; грянул 1941-й;

3) порядковых числительных, следующих за существительными, номер которого они обозначают: том 2, часть 3, глава 5, рис. 14 и т. п. При обратном порядке этот запрет не действует: 5-я сцена, 2-й том.

Как же всё-таки правильно: 5-й или 5-ый класс, ученик 5-го или 5-ого класса? Чтобы дать ответ на этот вопрос, обратимся к «Издательскому словарю-справочнику» А. Э. Мильчина. Согласно справочнику, наращение может состоять либо из одной буквы, либо из двух (не из трёх). Однобуквенным оно должно быть тогда, когда последней букве числительного предшествует гласный звук:

пятый, пятой – 5-й,

пятым, пятом – 5-м,

пятых – 5-х,

пятая – 5-я,

пятое, пятые – 5-е,

а двухбуквенным в том случае, если перед последней буквой находится согласный звук:

пятого – 5-го,

пятому – 5-му,

пятыми – 5-ми.

Потому правильно: 5-й класс, ученик 5-го класса.

При работе с текстом нужно учитывать ещё один нюанс: у двух порядковых числительных, разделённых запятой, буквенное наращение добавляется к каждому из них: в 5-х, 6-х классах; 7-й и 8-й этаж. Если перечисляемых числительных больше, падежное окончание наращивается только у последнего: в 5, 6 и 7-х классах; на 7, 8, 9-м этажах.

У двух порядковых числительных с одинаковыми падежными окончаниями, следующих не через запятую, а через тире, буквенное окончание добавляется только к конечному элементу: 30–40-е годы, в 60–70-х годах. При разных падежных окончаниях буквенное наращение присоединяется к каждому из числительных: в 20-м – 30-х секторах.

Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Институт Пушкина
  • День словаря