«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

А что привело американку в Англию, а главное(,) в Блай?

Наверное, самый главный общий вопрос по пунктуации: знаки пунктуации должны соответствовать акцентам, которые расставляет в своей речи говорящий, или нужно просто соблюдать правила по их постановке? Грубо говоря, если человек произносит фразу "И, конечно, я бы сделал все по-другому" так, что "и" и "конечно" отделены паузой, а другой скажет "и конечно" на одном дыхании, нужно ли это разводить, или с точки зрения пунктуации это будет одно и то же? Где вообще можно прочитать про какую-нибудь общую теорию пунктуации, в которой подобные вещи разъясняются? Очень интересно. Вообще если вы приведете библиографическую ссылку на какие-то современные сборники подобных правил, буду крайне признателен. Или Розенталь по-прежнему актуален и язык с тех пор не изменился в плане пунктуации (больно там примеры все из литературы XIX-XX вв., сейчас так не пишут и не говорят)? Может быть, для журналистов есть какие-то краткие своды современных правил? Простите, что несколько разрозненно изложены вопросы; разрозненность стала еще больше, учитывая, что у вас на сайте стоит ограничение на размер сообщения с вопросами, но в том уж моей вины нет. Если в моих фразах, не касающихся вопросов непосредственно, закрались дополнительные ошибки любого рода, укажите на них, пожалуйста, мне это очень важно. Заранее огромное вам спасибо за труд!

Как правильно сокращать дни недели? ПН, Пн или пн?

  1. Главная
  2. Новости

5-й или 5-ый класс?

Как правильно: 5-й или 5-ый класс, ученик 5-го или 5-ого класса? А может быть, эти числительные следует записывать только словами – пятый, пятого? Сегодня говорим о буквенных наращениях после цифр, в частности, когда уместно их использовать, а главное, как правильно это делать.

Сразу отметаем всяческие сомнения: добавлять буквенные наращения в перечисленных случаях можно. В первую очередь это делается для того, чтобы облегчить процесс чтения. Однако, согласно правилу, падежное окончание следует добавлять только к порядковым числительным, выраженным арабскими цифрами (не римскими!).

Буквенные наращения НЕ используются при записи:

1) количественных числительных: роман-эпопея в 4 томах (не 4-х томах);

2) календарных дат: 25 октября 2022 года (не 25-е октября 2022-го года), однако, если слово год или название месяца опущено либо поставлено перед числом, рекомендуется использовать буквенное наращение: числа 20-го; грянул 1941-й;

3) порядковых числительных, следующих за существительными, номер которого они обозначают: том 2, часть 3, глава 5, рис. 14 и т. п. При обратном порядке этот запрет не действует: 5-я сцена, 2-й том.

Как же всё-таки правильно: 5-й или 5-ый класс, ученик 5-го или 5-ого класса? Чтобы дать ответ на этот вопрос, обратимся к «Издательскому словарю-справочнику» А. Э. Мильчина. Согласно справочнику, наращение может состоять либо из одной буквы, либо из двух (не из трёх). Однобуквенным оно должно быть тогда, когда последней букве числительного предшествует гласный звук:

пятый, пятой – 5-й,

пятым, пятом – 5-м,

пятых – 5-х,

пятая – 5-я,

пятое, пятые – 5-е,

а двухбуквенным в том случае, если перед последней буквой находится согласный звук:

пятого – 5-го,

пятому – 5-му,

пятыми – 5-ми.

Потому правильно: 5-й класс, ученик 5-го класса.

При работе с текстом нужно учитывать ещё один нюанс: у двух порядковых числительных, разделённых запятой, буквенное наращение добавляется к каждому из них: в 5-х, 6-х классах; 7-й и 8-й этаж. Если перечисляемых числительных больше, падежное окончание наращивается только у последнего: в 5, 6 и 7-х классах; на 7, 8, 9-м этажах.

У двух порядковых числительных с одинаковыми падежными окончаниями, следующих не через запятую, а через тире, буквенное окончание добавляется только к конечному элементу: 30–40-е годы, в 60–70-х годах. При разных падежных окончаниях буквенное наращение присоединяется к каждому из числительных: в 20-м – 30-х секторах.

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Словари 21 века
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир
  • Институт Пушкина