3 ноября исполняется 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, одного из самых популярных детских авторов. В его оригинальных стихах и переводах много ярких образов и добрых мыслей, поэтому их так любят взрослые и маленькие читатели.
Изображение: ethnomir.ru
Есть мнение, что истинно поэтическая душа восприимчива потому, что чувствует мир по-детски тонко. «Сквозь каждое слово, как сквозь прозрачное стекло, ребенок видит названный предмет, видит живую и подлинную действительность», - писал Маршак. Не так ли видят мир и поэты? Ведь не случайно многие мастера слова посвящали часть своего творчества так называемой детской теме: внутренний ребёнок таким образом получал возможность высказаться. Произведения для детей Маршак, виртуозный поэт и переводчик, и сам писал, и товарищей по перу к этому привлекал: Маяковский, Хармс, Берестов, Гайдар с его подачи создавали замечательные тексты для юных читателей.
«Битый» и «знаменитый»
С. Маршак в детстве. Изображение: gdz-gramota.ru
Есть у Маршака такие строчки: «Всё, чем жил я с малолетства,/ Вспоминается с трудом,/ И стоит в минувшем детство,/ Как пустой, забытый дом./ К этой дали стародавней/ Навсегда потерян путь,/ И давно забиты ставни,/ Чтобы в дом не заглянуть». Но минорные интонации всегда соседствуют с мажорными. И оказывается, что тёплых воспоминаний о жизни в семье сохранилось предостаточно. Они проявляются в стихах, в биографической прозе, в переписке и составляют общее представление о том, на чём было основано воспитание в доме Маршаков.
Биографы выяснили, что в их семье несколько поколений имели отношение к созданию художественных текстов. Поэтому не удивительно, что первое двустишие Самуил сочинил в возрасте неполных двух лет: «Я поэт знаменитый, / Каждый день бываю битый…» Конечно, малыша никто не обижал. Можно предположить, что двухлетка намекал на то, что часто падал или ударялся, а может быть, «битый» здесь просто выскочило как подвернувшаяся рифма, ведь, вспоминая о своём детстве, Маршак всегда с теплом отзывался о родителях:
Мы не знали ни палки, ни плётки.
Наш отец нас ни разу не бил.
Человек он был строгий, но кроткий.
И хорошую книжку любил.
«Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования, но читал Гумбольдта и Гёте в подлиннике и знал чуть ли не наизусть Гоголя и Салтыкова-Щедрина», - писал Маршак в книге «В начале жизни». В этом повествовании немало добрых слов в адрес заботливых и трудолюбивых родителей, прививавших своим детям вдумчивое и ответственное отношение к жизни. На маме, строгой, немногословной, держался весь дом, ей надо было поднимать на ноги шестерых детей, часто сниматься с одного места и обустраиваться на другом, нередко и средств для достойной жизни не хватало, но у нее всегда находилось время, чтобы помочь каждому своему ребенку, поддержать мужа в трудную минуту. Это была действенная доброта.
Самуил Маршак (справа) со старшим братом Моисеем. 1905 г.
Маршак вспоминал, что в детстве был очень подвижным и неусидчивым ребенком, много шалил и нередко нарушал запреты взрослых. Как-то раз он стал раскачивать огромные зеркала, парно висевшие в гостиной у деда. Мальчику нравилось, как плясало в них отражение и делало пространство подвижным, непривычным. Одно из зеркал сорвалось с крепления и разбилось вдребезги, засыпав малыша осколками. Взрослые, сбежавшиеся на шум, обнаружили шалуна неподвижно лежащим и были очень напуганы. К счастью, ребенок отделался лишь испугом и несколькими царапинами. Зато примером правильного поведения для Самуила всегда был старший брат, старательный, ответственный и очень добрый. Один из лучших учеников гимназии, он очень любил книги, увлекался историей и мифологией. Соблюдать порядок во всем было для него делом привычным. Даже ссориться с ним было невозможно, потому что на нападки младшего братишки он отвечал смехом, объятиями и поцелуями. Обескураженный противник сразу терял боевой напор.
А ещё книга воспоминаний позволяет отследить то, как природный талант ребенка заявляет о себе. «К словам… дети относятся гораздо серьезнее и доверчивее, чем взрослые. В любом сочетании звуков они предполагают какую-то закономерность. Слова для них неотделимы от значения, а значение от образа». Например, маленький Самуил был уверен, что отцовского коня зовут Ворончиком не только потому, что он вороной масти, а и потому, что «Ворончик - воронежский конь». Или взять военного доктора Чириковера, приезжавшего лечить заболевших детей и вызывавшего своими визитами восторг и трепет. Это же человек во всех смыслах удивительный: умный, уверенный, щеголеватый, всегда в блестящей форме, он и фамилию имел необыкновенную, звонкую и боевую. «Чириковер - в этих звуках слышалось треньканье шпор, как и в нарядном слове "офицер"».
Имея богатое воображение и совестливый характер, маленький Самуил порой раскаивался в своих необдуманных поступках и при этом живо воображал, как душа, которая, по его представлениям, «находится где-то в животе и похожа на маленькую муфту», со временем теряет свой золотой изначальный блеск и «понемногу чернеет от грехов». Мальчику было стыдно за своё поведение, но обуздать характер у него не всегда получалось.
Отец тонко чувствовал натуру незаурядного ребенка и всегда в трудные минуты показывал ему, как он верит в доброе сердце и светлый ум своего сына, в его способность сконцентрироваться на сложной задаче и с успехом с ней справиться. Так было при поступлении в острогожскую гимназию, когда именно отец нашел подходящие слова для Самуила, чтобы простимулировать его самостоятельную подготовку, пробудить, как сейчас сказали бы, мотивацию и осознанность. В результате неусидчивый баловник и шутник, в которого ни мать, ни репетитор особо не верили, сумел собрать волю в кулак, стал старательно готовиться и с блеском выдержал вступительные экзамены. Во время устного испытания он так артистично прочитал «Полтаву» Пушкина, что все экзаменаторы расчувствовались, а директор даже усадил к себе на колени и осыпал похвалами.
Любовь к знаниям, к книге, к слову была свойственна всем в семье Маршаков, и Самуил не единственный писатель в семье. Сестра Лея тоже писала для детей. Широкому читателю она известна под псевдонимом Елена Ильина. Брат Илья популяризировал точные науки, делая технический прогресс доступным для юного читателя. Свои статьи и книги он подписывал как М. Ильин.
Не подгоняйте взросление!
Московские школьники, члены литературного кружка московского Дома пионеров, в гостях у поэта Маршака. 1957 год.
Книги Маршака есть в каждой семье. «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Багаж»… На этих и других его талантливых текстах выросло несколько поколений, а они всё не выходят из моды: умные, музыкальные, весёлые, хорошо запоминаются, нравятся детям и их родителям, которые не без удовольствия с выражением читают своим малышам. Кроме того, в детских стихах у Маршака немало завуалированных рецептов домашнего воспитания и положительных примеров взаимодействия в паре «родитель - ребенок». В стихотворении «Хороший день», например, проснувшийся сын с радостью замечает, что в коридоре на своих местах отцовские «портфель, пальто и шляпа», а значит, у папы выходной и можно весь день провести вдвоем: «Что мы нынче делать будем?/ Это вместе мы обсудим./ Сяду к папе на кровать — / Станем вместе обсуждать./ Не поехать ли сегодня/ В ботанический музей?/ Не созвать ли нам сегодня/ Всех знакомых и друзей?..» Вариантов времяпрепровождения масса, в результате выбран оптимальный набор развлечений вплоть до вечера, а маме предоставлен целый свободный день.
Один из биографов Маршака, преподаватель Матвей Гейзер, вспоминая свои встречи с мэтром, приводит такие слова Самуила Яковлевича: «Знаете, что самое главное в педагогике? Не подгонять взросление детей! Природе угодно, чтобы дети оставались детьми. Сейчас, мне кажется, в школе подгоняют “взросление”. Не спешите с этим и передайте это своим коллегам!» Такая позиция объясняет тот факт, что среди большого количества самых разнообразных переводов у Маршака встречаются тексты, которые вряд ли были способны сделать имя переводчику, но зато отвечали его внутренним педагогическим убеждениям, как, например, стихотворение Уильяма Блейка «Школьник», в котором есть такие строки:
Какая радость для ребят?
Под взором старших, как в неволе,
С утра усаженные в ряд,
Бедняги-школьники сидят.
С травой и птицами в разлуке
За часом час я провожу.
Утех ни в чем не нахожу.
Под ветхим куполом науки,
Где каплет дождик мёртвой скуки.
Возможно, Маршак чувствовал нечто подобное, будучи гимназистом. Школьная рутина порой бывает невыносима, особенно если одноклассники умом не блещут. При переводе из острогожской гимназии в петербургскую Маршак получил характеристику, в которой педагоги отмечали, что при примерном поведении мальчик, ощущая свое умственное превосходство над сверстниками, нередко открыто демонстрировал пренебрежительное отношение к ним. Но если доводилось встретить единомышленника, с которым можно поговорить… Так, мальчишкой он часами сиживал у плетня, беседуя со своим соседом, слепым юношей-горбуном. И пусть собеседник был много старше, разговоры велись на равных: спорили и рассуждали о добре и зле, философствовали, мечтали. «Я любил, когда со мной разговаривают терпеливо и ласково, а слепой был добрый и спокойный человек». В таких беседах оттачивались ум и речь, развивалось умение слушать, а душа училась сопереживать.
Изображение: stihi-deti.ru
Однажды Самуилу Яковлевичу рассказали о мальчишке, который наотрез отказывался носить прописанные доктором очки. Он был вратарём в дворовой футбольной команде, а где вы видели голкипера в очках? Но зрение ухудшалось, родители беспокоились и советовались со своими знакомыми, как помочь несговорчивому отпрыску. История стала известна Маршаку, он ее воспринял с большим сочувствием (сам много лет носил «очки-велосипед») и написал стихотворение, после которого, говорят, мальчик очки всё-таки надел. Многим детям с подобной проблемой это стихотворение помогло обрести уверенность, потому что заканчивалось оно строчками, способными отбрить самого назойливого задиру:
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки.
Надо уметь за себя постоять. Это очень важно в жизни. В том, что слово подчас бывает действеннее кулаков, Маршак знал не понаслышке и словно старался научить других талантливых детей давать отпор недалёким приставалам. Почувствовать состояние того, кого дразнят, и передать его очень точно Маршак смог в стихотворении «Тигрёнок» из цикла «Детки в клетке». В нём столько экспрессии! Одни знаки препинания чего стоят.
Убирайтесь! Я сердит!
Мне не нужен ваш бисквит.
Что хорошего в бисквите?
Вы мне мяса принесите.
Я — тигрёнок, хищный зверь!
Понимаете теперь?
Я с ума сойду от злости!
Каждый день приходят гости,
Беспокоят, пристают,
В клетку зонтики суют.
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска!
Это вариант стихотворения от 1923 года, а через двенадцать лет помудревший поэт смягчится и оставит от него только последнее двустишие. Но и этими строчками по сей день многие дети пользуются, чтобы отстаивать свои границы в общении с ровесниками или со взрослыми.
У каждого персонажа из этого цикла, как и у каждого ребёнка, свой характер. Это тонко почувствовала Марина Цветаева, которая в заметках «О новой русской детской книге» писала: «„Детки в клетке“ С. Маршака из всех детских книг моя любимая. Начнём с названия. Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя…»
Изображение: eksmo.ru
Талантливый читатель, взрослый или ребенок, даже в незатейливом, казалось бы, тексте способен найти то, над чем можно поразмышлять. Не зря, уже будучи маститым автором, Маршак напишет статью «О талантливом читателе», где выскажет следующую мысль: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова… Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
Любовь к чтению, к книге, к художественному слову прививается ещё в раннем детстве, когда живое воображение юного слушателя учится додумывать сюжет, эмоционально его раскрашивать, запоминать и пересказывать услышанное. Писатели и поэты, пишущие для детей, обладают способностью достучаться до детского сердечка, сделать его чувствительнее и зорче. Самуил Яковлевич Маршак – один из первых в этом замечательном ряду добрых и чутких авторов.
Автор: Тамара Скок