Парфюмерия – это и наименование отрасли промышленности, и общее название для всех изделий, этой отраслью производимых. Современные маркетинговые и рекламные стратегии породили новую терминологию для потребителей душистой продукции. Разберемся в тонкостях реплик и отливантов.
Существительное парфюмерия (французское parfumerie, от parfum – «приятный запах») – это и наименование отрасли промышленности, и общее название для всех изделий, этой отраслью производимых. При всем многообразии парфюмерная продукция обладает одним общим свойством: она приятно пахнет. Восходящее к латинскому fumus – «дым» (отсюда и такие слова, как фумигатор – «окуриватель», фумигант – «распыляемый пестицид»), слово парфюм попало в русский язык в начале XVIII века и обозначало прежде всего духи.
Современный парфюмерный товар пополнил речь такими прилагательными, как нишевой (не нишевый), селективный, распивочный... В чём разница между ними? Селективная парфюмерия (от лат. selectio - «отбор») – это избранные ароматы мировых высококачественных брендов, отборные духи, которые выпускаются в ограниченном количестве. На одной ступени с селективной стоит и нишевая парфюмерия (от фр. niche – «гнездо», «уединенное место»), особые дорогие ароматы, подчеркивающие высокий статус своего обладателя.
Дороговизна подобных духов подтолкнула предпринимателей к тому, чтобы продавать их частями, на распив. С помощью шприца из большого флакона духи «отпивают» и разливают в ёмкости поменьше, делая селективный аромат доступным для приобретения несколькими людьми. Распитые таким образом духи стали именовать отливантами (от слова отливать – «выливать часть жидкости из чего-либо»). Отливанты, как правило, перекочевывают из фирменного флакона в мини-ёмкости под названием атомайзеры (англ. atomizer – «распылитель»).
Противоположными распивочным духам по качеству, составу и производству являются разливные ароматы. Разливная парфюмерия – это широкодоступная продукция, изготовленная из сырья не всегда высокого качества. Такие духи, являющиеся удешевлённым аналогом дорогих брендов, часто называют репликой (одно из значений фр. réplique – «повтор», «копия»).
Как правильно сказать: духи на разлив или на розлив? Строгих ограничений в этом контексте нет, но принято считать, что вариант розлив характерен больше для профессиональной речи, а разлив – общеупотребительный и стилистически нейтральный вариант.
Отметим еще один нюанс – соотнесенность терминологии из области парфюмерии с музыкальной сферой. Наверняка вам доводилось слышать выражения типа «послушайте эти духи», «в этом аромате отчетливо звучит цитрус», «слышны цветочные ноты». Не будем вдаваться в тонкости традиционного деления на ноты парфюмерных композиций, отметим лишь, что выражение слушать запах характерно больше для профессиональной и разговорной речи, а нормативными считаются всё же сочетания с глаголом чувствовать: почувствуйте этот аромат; в духах явственно чувствуются древесные оттенки.