«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Что значит "диа" в слове диафильм?

Улица Красный Путь или улица Красный путь?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой знак препинания лучше поставить в предложении «Говорил ведь(?) не знаю таких» и почему?

  1. Главная
  2. Новости

Слышать запах и разливать реплику

Парфюмерия – это и наименование отрасли промышленности, и общее название для всех изделий, этой отраслью производимых. Современные маркетинговые и рекламные стратегии породили новую терминологию для потребителей душистой продукции. Разберемся в тонкостях реплик и отливантов.

Существительное парфюмерия (французское parfumerie, от parfum – «приятный запах») – это и наименование отрасли промышленности, и общее название для всех изделий, этой отраслью производимых. При всем многообразии парфюмерная продукция обладает одним общим свойством: она приятно пахнет.  Восходящее к латинскому fumus – «дым» (отсюда и такие слова, как фумигатор – «окуриватель», фумигант – «распыляемый пестицид»), слово парфюм попало в русский язык в начале XVIII века и обозначало прежде всего духи.

Современный парфюмерный товар пополнил речь такими прилагательными, как нишевой (не нишевый), селективный, распивочный... В чём разница между ними? Селективная парфюмерия (от лат. selectio - «отбор») – это избранные ароматы мировых высококачественных брендов, отборные духи, которые выпускаются в ограниченном количестве. На одной ступени с селективной стоит и нишевая парфюмерия (от фр. niche – «гнездо», «уединенное место»), особые дорогие ароматы, подчеркивающие высокий статус своего обладателя.

Дороговизна подобных духов подтолкнула предпринимателей к тому, чтобы продавать их частями, на распив. С помощью шприца из большого флакона духи «отпивают» и разливают в ёмкости поменьше, делая селективный аромат доступным для приобретения несколькими людьми. Распитые таким образом духи стали именовать отливантами (от слова отливать – «выливать часть жидкости из чего-либо»). Отливанты, как правило, перекочевывают из фирменного флакона в мини-ёмкости под названием атомайзеры (англ. atomizer – «распылитель»).

Противоположными распивочным духам по качеству, составу и производству являются разливные ароматы. Разливная парфюмерия – это широкодоступная продукция, изготовленная из сырья не всегда высокого качества. Такие духи, являющиеся удешевлённым аналогом дорогих брендов, часто называют репликой (одно из значений фр. réplique – «повтор», «копия»).

Как правильно сказать: духи на разлив или на розлив? Строгих ограничений в этом контексте нет, но принято считать, что вариант розлив характерен больше для профессиональной речи, а разлив – общеупотребительный и стилистически нейтральный вариант.

Отметим еще один нюанс – соотнесенность терминологии из области парфюмерии с музыкальной сферой. Наверняка вам доводилось слышать выражения типа «послушайте эти духи», «в этом аромате отчетливо звучит цитрус», «слышны цветочные ноты». Не будем вдаваться в тонкости традиционного деления на ноты парфюмерных композиций, отметим лишь, что выражение слушать запах характерно больше для профессиональной и разговорной речи, а нормативными считаются всё же сочетания с глаголом чувствовать: почувствуйте этот аромат; в духах явственно чувствуются древесные оттенки.

 

Проверка слова Все сервисы
  • Грамота ру
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»