«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

А правда, что правильно говорить поскользнулся? Без буквы Д?

Здравствуйте! Верно ли поставлены окончания у слова "экономика" в заголовках: "Электронные деньги как скрытая угроза цифровой экономики" (речь идет о том, что с помощью цифровой валюты совершаются финансовые аферы), "Мировой транспортный кризис как угроза безопасности национальной экономике". Может, лучше писать так: "угроза цифровой экономике" (в первом случае), "угроза безопасности национальной экономики" (во втором)?

Смелее или смелей?

  1. Главная
  2. Новости

Подружись с русским языком!

Онлайн-платформа «Dostlik» – это уникальная разработка преподавателей Института филологии МПГУ. Цифровой помощник для преподавания и изучения русского языка как иностранного обладает простым интерфейсом и удобным функциональным наполнением. С ним учиться и учить легко и интересно!

Цифровой ресурс Dostlik – настоящий помощник в деле освоения русского языка как иностранного. Это особенно актуально для постсоветского пространства, где при изучении РКИ нередко ощущается нехватка учебных и методических материалов. В переводе с узбекского Dostlik означает «дружба», и ресурс помогает детям из разных стран подружиться с русским языком, а использование современных технологий в обучении РКИ расширяет творческие возможности учителя и ученика, делает процесс обучения более интересным, интерактивным и продуктивным.

Платформа создана с учётом потребностей детей XXI века: на ней собраны и адаптированы разнообразные творческие, проектные, групповые и индивидуальные задания. Она включает 25 авторских уроков, более 150 оригинальных упражнений, направленных на погружение в языковую среду, развитие устной и письменной речи и на социокультурную адаптацию детей. Интерактивные рабочие листы созданы профессиональными преподавателями русского языка как иностранного, специалистами по билингвизму и психологами.

Кто разработчики уроков?

Хамраева Елизавета Александровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой лингводидактики русского языка как иностранного и билингвизма Института филологии Московского педагогического государственного университета.

Зайцева Ирина Михайловна – педагог дополнительного образования Центра довузовской подготовки иностранных граждан по русскому языку Института филологии МПГУ, преподаватель английского языка, методист, соавтор учебных пособий и проектов, созданных совместно с Министерством просвещения.

Сираждинова Любовь Рушановна – специалист по учебно-методической работе Центра довузовской подготовки иностранных граждан по русскому языку Института филологии МПГУ, преподаватель онлайн-школы «MyRuskey», учитель русского языка и литературы, соавтор учебных пособий и проектов, созданных совместно с Министерством просвещения.

Материалы каждого урока включают разнообразные упражнения, которые ориентированы на изучение лексики и грамматических конструкций, вовлечение детей в иноязычную речевую деятельность, правильное фонетическое и интонационное произношение, повышение мотивации к изучению русского языка. Лексико-грамматический базис, представленный в сборнике, отвечает утверждённым требованиям к элементарному уровню и создает основу для продолжения изучения русского языка на базовом уровне. Задача методической разработки – вдохновить детей говорить на русском языке, научиться работать с языковым материалом (работа со словом и текстом), выучить основные правила орфографии и пунктуации, познать русскую культуру с помощью дополнительных материалов: песен, мультфильмов, игровых карточек на русском языке. 

Интерфейс платформы достаточно прост: сначала нужно пройти процедуру регистрации на платформе (придумать логин и пароль, ввести личные данные). Потом перейти в раздел «Как работать с приложением» и просмотреть ознакомительное видео от создателей курса. В разделе «Уроки» представлен банк заданий, включающий в себя 26 уроков. Нужно выбрать урок № 26 «Путешествие в сказку», просмотреть методическую видеоинструкцию и тематическое видео по теме урока в начале занятия, обратить внимание на первые два упражнения, направленные на ознакомление с лексическим минимумом урока (1 упражнение – прочитать новые слова и зафиксировать их письменно, 2 упражнение – найти соответствие между словами и картинками). Третье и четвертое упражнение направлены на развитие речи обучающихся (отработка аспекта «говорение»). В уроке обязательным компонентом является изучение грамматической темы, в нём представлена тема «4 падеж (В. п.). Склонение имён существительных. Единственное число». Задания с 7 по 25 направлены на отработку грамматических тем упражнения. Упражнение 26 предназначено для выполнения дома. Пройденный материал отрабатывается в финальном тесте в конце урока. Во вкладке «Дополнительные ресурсы» можно найти образовательные каналы, порталы, приложения и игры по русскому языку как иностранному.

Хочется отметить удобство и методическую значимость вкладок «Мои уроки» и «Мои классы», «Мой планировщик», «Мои материалы». Это полезные для учителя онлайн-помощники по организации образовательной среды: они дают возможность сохранять понравившиеся задания в единый банк, возможность вести классный журнал учета активности класса, запланировать урок и выгрузить материалы к уроку с отложенным временем, а также подобрать дополнительные материалы (мультфильмы, фильмы или песни для отработки речевых ситуаций).

Во вкладках «Сложные темы» и «Обучение письму» находятся видеоматериалы, в которых представлены наиболее сложные грамматические темы: «Употребление глаголов движения без приставок», «Использование глаголов совершенного вида и несовершенного вида», «Дательный, творительный и предложный падеж» и др. Вкладка «Итоговый тест» позволяет определить, в какой степени усвоен пройденный материал. Значимой вкладкой является «Чат-бот»: с помощью данного ресурса можно отправлять учебный материал ученикам и следить за их активностью и включенностью в образовательный процесс.

 

Рекомендуем ознакомиться с фрагментом статьи Сираждиновой Л. Р. и Зайцевой И. М. «Использование возможностей цифровой среды на уроке русского языка как иностранного в школе на примере цифрового помощника учителя «Dostlik» («Дружба»)», опубликованной в сборнике «Современный взгляд на обучение русскому языку как иностранному: нейроаспекты», стр. 224-229.

 

Цифровой ресурс Dostlik

приглашает вас подружиться с русским языком и культурой!

 

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • Институт Пушкина
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН