Жизненный ритм всё ускоряется. Вот и заведения общественного питания придумали способ, благодаря которому посетитель может взять продукты с собой, не теряя драгоценного времени. В завлекающих ресторанных объявлениях предлагают то пиццу на вынос, то кофе на вынос. Предложения-то хорошие, но содержат орфографическую ошибку: наречие написано неправильно.
Изображение от pvproductions. Freepik.com.
Согласно орфографическим и толковым словарям, если контекст подразумевает «вне того места, откуда вынесено» или «купить что-либо с возможностью унести с собой», то наречие, обозначающее это действие, следует писать слитно – навынос: кофе навынос, пицца навынос, обед навынос.
Всюду, куда трудовой люд приходит в обеденный перерыв, созданы отдельные прилавки, где все дается навынос (В. Овчинников).
Книжку он себе позволить не может, потому что на базаре ни Гоголя, ни Белинского, а одна только водка, и монопольная, и всякая, и в разлив, и навынос! (В. Ерофеев).
В большинстве случаев наречие навынос имеет отношение именно к еде и напиткам. Не следует путать эту часть речи с сочетанием существительного вынос и предлога на (как правило, между предлогом и существительным можно вставить одно или несколько слов, не изменяющих смысл фразы): успели на (торжественный) вынос флага; получили разрешение на (срочный) вынос мебели; смотрели на (праздничный) вынос торта; собрались на (сопровождавшийся траурной мелодией) вынос тела.
Повязав голову черным шерстяным платком, чтобы идти на вынос, она обратила негодующий взгляд на Настасью (А. Апухтин «Между жизнью и смертью»).
Национальный корпус русского языка содержит немало примеров из текстов разных стилей речи, в которых наблюдается как слитное, так и ошибочное раздельное написание этого наречия. И это несмотря на то, что разговорное наречие навынос в разное время было зафиксировано в толковых словарях Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова и Т. Ф. Ефремовой. Его слитное написание отражено и в справочнике «Слитно. Раздельно. Через дефис», и в «Русском орфографическом словаре». Однако до сих пор довольно велик процент тех, кто пишет слово неправильно. Убедиться в этом легко: популярный поисковик по запросу «кофе навынос» выдает 5,4 млн результатов, но ошибочный вариант «кофе на вынос» всё же достаточно частотен и встречается в интернет-пространстве 2,2 млн раз.