«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Вид на Москва-реку или на Москву-реку?

Китай в медиа пространстве России. Всё правильно?

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, верно ли тут употреблено наречие "Одно за другим" (это же наречие, да?) Ее острые пальцы одно за одним покрывались лаком

  1. Главная
  2. Новости

Увлекательно о грамматике

Какие дополнительные пособия по грамматике можно использовать, чтобы увлечь и не перегрузить студента?

К сожалению, студентов очень легко “перегрузить” русской грамматикой, что неудивительно: она действительно сложна для иностранцев, о чём, вероятно, знают все педагоги без исключения - и опытные, и начинающие. Более того, некоторые грамматические темы вызывают особые трудности: падежная система, глаголы движения, вид глагола, причастие и деепричастие, глагольное и именное управление, префиксальные глаголы. Именно поэтому основная проблема педагогов состоит не только в том, чтобы использовать “правильные” пособия, но и в том, чтобы грамматические упражнения были связаны с коммуникативными ситуациями, соответствовали уровню студентов, были не монотонны, а занимательны. 
Например, когда мы проходим тему “Ресторан” на уровне A1, мы даём студентам Творительный падеж с предлогом “с”, т.к. данная грамматическая тема связана с самой темой “Ресторан”: “мясо с рисом”, “блины с икрой”, “чай с сахаром” и т.д. Проблема соответствия уровню студентов понятна - мы не будем давать упражнения на практику причастий и деепричастий на уровне A2, например. Вопрос “занимательности” упражнений неоднозначен - безусловно, перед тем, как применять определённые грамматические элементы в устной и письменной речи (то, что обычно называют выходом в речь), необходимо проделать определённое количество упражнений на практику самой формы, например, если речь идёт о падежных окончаниях. Без упражнений данного типа действительно не обойтись, но их количество должно быть ограничено, и преподаватель должен следить за студентами, чтобы понять, когда материал будет усвоен ими в достаточной степени для выполнения упражнений более “свободного” типа.

Чтобы студенты не потеряли мотивацию, не отчаялись и не заскучали, пособия по грамматике должны отвечать следующим требованиям:

  • ограниченное количество упражнений на практику формы;
  • своевременный переход от формы к смыслу, учёт коммуникативного контекста;
  • своевременный переход от упражнений на практику формы к упражнениям свободного типа и заданиям, связанным с выходом в речь;
  • соответствие набора грамматических тем пособия уровню студента;
  • иллюстративный материал, привлекательно представленная информация;
  • структура пособия, чётко представленный грамматический материал.

Давайте рассмотрим некоторые конкретные пособия по грамматике, чтобы понять, что может понадобиться нашим студентам.

  1. Визуализация материала. Есть некоторые пособия, в которых различные грамматические темы русского языка представлены визуально. Такие пособия могут понадобиться педагогам, работающим со студентами начальных уровней и не владеющим языком-посредником. Кроме того, грамматика, представленная визуально, часто запоминается гораздо лучше. Студенты могут использовать данные пособия самостоятельно, для выполнения домашних заданий и заучивания грамматических правил, если это необходимо. Примеры таких пособий - “Грамматика русского языка в иллюстрациях” К. И. Пехливановой и М. Н. Лебедевой и книга Г. Г. Малышева “Кто? Где? Когда? Русская грамматика в картинках для начинающих”.
  2. Грамматические таблицы. Грамматические таблицы помогут студентам лучше усвоить материал и справиться с заданиями, связанными с практикой грамматической формы глаголов, существительных и пр. Одно из лучших пособий с грамматическими таблицами русского языка - “Русская грамматика в таблицах и схемах” Е. В. Росс. В данном пособии таблицы выделены разными цветами, информация представлена логично и чётко, от простого к сложному.
  3. Коммуникативность. Как мы уже говорили, грамматика не существует в вакууме, она связана с коммуникативными ситуациями. Есть несколько пособий, в которых грамматический материал достаточно удачно подобран к коммуникативным ситуациям. Одно из таких пособий, предназначенное для уровня A1, - книга Г. Малышева “Практический русский язык в ситуациях и иллюстрациях”. Для уровней A1-A2 я бы порекомендовала пособие и рабочую тетрадь “Живая речь”, в которых грамматика включена в коммуникативные фразы и ситуации. Для уровня B1 - пособие “Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения”.
  4. Повторение и закрепление. Есть несколько пособий по грамматике, с помощью которых можно повторить ряд грамматических тем, не перегружая студента, например “A Living Russian Grammar” (3 части, уровни A1-C1), “Let’s Improve Our Russian” (три части, уровень B2), “Luggage” (уровни A2-B1). Дело в том, что в данных пособиях представлены подробные и чёткие объяснения разных тем с большим количеством упражнений. Особенно я хотела бы отметить пособия “Let’s Improve Our Russian”, в которых дано большое количество интересного аутентичного материала: анекдотов, шуток, коротких текстов.

Преподаватель должен наблюдать за студентами, понимать, какая грамматика вызывает у них трудности, чувствовать, когда они устают, помогать им, когда им что-либо непонятно и т.д. В этом ему помогут те учебники, в которых гармонично соединяется коммуникативный и грамматический материал, и те, где материал представлен чётко, с элементами визуализации.

 

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"

Читайте на нашем портале другие статьи автора: «Один на один с учеником», «Как правильно выбрать подходящий для студентов учебник?»
 

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру