Имеющие схожую семантику глаголы «объегорить» и «облапошить» принадлежат к пласту разговорной лексики. Возникли они давно, но все еще активно используются носителями русского языка. Узнаем, как появились эти слова и что означают.

Глагол объегорить в толковых словарях стилистически помечен как разговорно-сниженный. Семантика его связана с нечестными действиями – «ввести в заблуждение, провести», «обмануть лживыми обещаниями»: «После исчезновения библиотеки Маркуша стал гость неопасный, однако и теперь он норовил сплутовать и как-нибудь Антипова объегорить…» (Ю. Трифонов).
Происхождение гл. объегорить относится к истории крестьянского быта крепостной Руси конца XVI – начала XVII вв. Начиная с XI в. крестьянам предоставлялась возможность перейти от одного помещика к другому. Сделать это можно было только раз в году в течение двух недель после Дня святого Юрия, который в народе называли Егорьевым (Григорьевым) днём. Церковный праздник отмечался 9 декабря (26 ноября по старому стилю) и совпадал с окончанием осенних полевых работ. Помещики переманивали к себе крестьян, обещая дать им освобождение от податей, предоставить хороший надел, взимать меньшую плату и т. д. Обещанное часто не выполнялось, и тогда крестьяне говорили: «Объегорил меня новый барин», т. е. обманул, обхитрил. Когда же в 1649 г. переход крестьян запретили, у людей не осталось больше возможности улучишь свою жизнь, сменив хозяина. После этого в народе родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», символизирующая ограничение свободы действий и сожаление о несбывшихся надеждах.
Синонимом гл. объегорить является просторечное слово облапошить – «обмануть, одурачить». У М. Салтыкова-Щедрина читаем: «Помню весь этот кагал («толпа, сборище»; от др.-евр. kāhāl – «собрание, сход»), у которого, начиная со сторожа, никаких других слов на языке не было, кроме: урвать, облапошить, объегорить, пустить по миру…» («Благонамеренные речи»).
По наблюдениям лингвиста В. В. Виноградова, гл. облапошить возник в областных народных говорах: в крестьянских диалектах лапошить (трактовалось как «красть, обманывать») появилось от лапить – «обшаривать, брать втихомолку; воровать». В. В. Виноградов предполагал, что глагол лапошить и его производные в большей степени употреблялись в среднерусских и севернорусских говорах, а затем получили более широкое распространение и закрепились в языке, в том числе на страницах русской художественной литературы.
Отметим ещё один синоним слов объегорить и облапошить – обвести: обвести доверчивого покупателя; редкое умение обводить кого угодно. По всей вероятности, гл. отделился от фразеологизма обвести вокруг пальца – «ловко обмануть, перехитрить кого-либо». У выражения есть несколько версий возникновения. Одна из них предполагает, что сочетание возникло на основе оборота вокруг пальца (около пальца) обмотать – «сделать дело скоро и споро» (В. И. Даль). Согласно второй, фраза родилась в среде базарных жуликов: они показывали фокусы, ловко обводя вокруг пальцев предметы и тем самым отвлекая внимание жертвы от действий сообщников, очищающих карманы нечастных.




